Юрий
Самохин
кандидат
педагогический наук
Как помочь
учителю-краеведу.
Место
педагога в краеведческих
исследованиях со школьниками.
VII Всероссийская конференция
туристско-краеведческого движения "Отечество".
/Сборник материалов. - М. : Издание ЦДЮТЭиК МО РФ,
1999.
1.
Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении детских и подростковых туристско-краеведческих мероприятий, экспедиций, конференций, смотров и конкурсов.
Известный подход, направленный на общественную или научную пользу краеведческих исследований со школьниками, скажем, в туристских походах, был актуален в 20-30-х годах, из-за понятного недостатка научных кадров и сведений, но в настоящее время реально бесперспективен, конечно, если не использовать детей в качестве рабочей силы для научных исследований заинтересованных взрослых. Главным в краеведческой работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами краеведческих исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.
Следовательно, перспективу научной краеведческой деятельности со школьниками необходимо строить, прежде всего, как перспективу педагогическую, конечно, акцентируя внимание на фундаментальные, устойчивые, долгоживущие знания, и опираясь на научно-методические и учебно-воспитательные задачи краеведения, на задачи всего комплекса туристско-краеведческой деятельности. При этом, общественное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в становлении личности человека, главным образом, через смену сфер деятельности, и при взаимодействии педагога и подростка. Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, способны помочь ребенку, подростку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитанию в нем цельного, положительного мировосприятия, умения гибко перестраивать направление деятельности в связи со сменой технологии или требованием рынка.
2.
Известно, что российское учительство издавна считало своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции народной жизни. Учителя не оставляли попыток реализовать себя как граждан великой страны, они не позволили исчезнуть школьному краеведению из жизни нашего общества, они остаются в авангарде краеведческого движения России и в настоящее время.
Однако педагогу, человеку, работающему с детьми, необходимо вернуть высокую заинтересованность в краеведческих исследованиях, в действенной пропаганде успехов школьного краеведения с точки зрения не только ее содержания, но и педагогического значения. Понятно, что краеведческие знания обращены к молодежи, но приобретение их без наставника, без Учителя с большой буквы - немыслимо. Именно это вынуждает обратиться напрямую к тем, кто прежде всего сам заинтересовано проводит краеведческие исследования и способен возглавить юных сограждан в этой необходимой работе.
То есть, краеведческое движение "Отечество", как нам кажется, обращено не только к школьникам, обучающимся Российской Федерации, но, главным образом, к педагогу, учителю, студенту педагогического вуза, ко всем тем, кто работает с детьми, молодежью. В Программе движения указано, что краеведческую работу может осуществлять, "любой коллектив или объединение: класс, кружок, отряд, группа, музей, клуб, научное общество, ассоциация и т.п. ... могут быть использованы многообразные формы соорганизации работы с государственными учреждениями и общественными организациями", однако возможности движения "Отечество" в организационном потенциале использованы не до конца.
Краеведческое движение "Отечество" может и должно предоставить равные возможности не только для исследований с участием школьников, но также для индивидуальных краеведческих исследований педагога, учителя, необходимых ему в организации учебно-воспитательной работы с детьми, собирающему материалы в классе и за пределами школы, в экспедиции, на практике, в каникулы или по вечерам в библиотеках, с целью обобщения известных фактов или в поисках новых, неожиданных явлений нашей жизни. Думать о том, что индивидуальное краеведческое исследование педагога может оказаться в разрыве от его педагогической деятельности - неправомерно.
Мысль о том, что педагог имеет иные возможности проявить себя в индивидуальных занятиях краеведением, бесспорна. Но педагог, чьи интересы в краеведении связаны с его учебно-воспитательной работой, и представляют интерес именно в этом аспекте - может оказаться невостребованным. Краеведческая наука, ее современный уровень, предполагает серьезную академическую подготовку, и педагог-практик может оказаться аутсайдером в ряде естественных или гуманитарных научных дисциплин, однако дать возможность педагогу-краеведу быть замеченным в краеведческом движении России именно с точки зрения учебно-педагогической и методической - необходимо.
Единственное условие - наличие двух аспектов: научного, краеведческого и педагогического. Это условие определяет и необходимость включения в Положение о Конференции двух уровней оценки материалов:
- первого уровня, где работы оцениваются по направлениям Программы ( Родословие, Летопись родного края, Земляки, Исчезнувшие памятники России, Исторический некрополь России, Археология, Природное наследие, Экология, Юные геологи, Культурное наследие, Литературное краеведение, Этнография, Военная история России, Великая Отечественная война, Дети и война, Поиск, История детского движения, К туристскому мастерству, Школьные музеи) с точки зрения уровня и реального вклада в краеведческую науку, краеведческие знания;
- второго уровня, где лучшие по направлениям материалы сравниваются между собой, и при анализе оценивается, главным образом, учебно-педагогическое значение работы, участие детей в ходе ее исполнения.
3.
В связи с вышеизложенным, необходимо предложить руководителям и участникам Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения "Отечество" принять участие в общественном движении, содержание которого сосредоточено на: возвращении смысла, статуса и актуальности краеведческих исследований со школьниками в процессе учебно-педагогической, туристско-краеведческой деятельности. Для этого, как нам представляется, необходимо:
1. Понимая, что без руководителя, наставника, учителя без всех тех, кто работает с детьми и молодежью настоящее краеведение немыслимо, мы считаем необходимым найти возможность предложить педагогам стать полноправными участниками движения "Отечество"; не только в качестве руководителя краеведческих коллектива, но и в качестве краеведа-исследователя, дать им возможность принять участие в предоставлении материалов на конкурс в новой номинации, например, с названием"Исследование педагога-краеведа".
2. Мы предлагаем внести в Положение о краеведческой Конференции номинацию "Педагогическое руководство детским краеведческим движением", где лучшие, на взгляд жюри, педагоги могли бы быть отмечены за глубокою учебно-воспитательную работу со своим коллективами, за серьезный организационно-методический вклад в организацию дополнительного образования средствами туристско-краеведческой деятельности.
3. Именно такие педагоги-практики, способные обобщить свой опыт и поделиться им со своими коллегами, могут в качестве общественных участников влиться в Методический совет Программы, составить и педагогически обосновать Свод краеведческих исследовательских навыков, конкретных знаний, умений и навыков, которыми может овладеть подросток в туристическом походе, путешествии, экскурсии, экспедиции, в том числе как участник туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
4. Начать силами туристских, краеведческих и других специализированных групп, чьи путешествия проходят в районах, имеющих познавательный интерес, формирование общедоступной Базы данных о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах Российской Федерации, с целью широкого использования их в работе с детьми. Содержание краеведческой информации должно быть направлено на возможность ее применения в организации с детьми путешествий и экскурсий в указанный район. То есть стать логичным научно-краеведческим и педагогическим дополнением технического описания маршрута, придерживаясь принципов, выработанных туристской, краеведческой и педагогической практикой.
5. Решить вопрос о необходимых типологических характеристиках учебно-педагогических и методических материалов, с тем чтобы предоставленные на эту и следующие краеведческие конференции материалы могли быть использованы в совместном издании научно-краеведческих и методических рекомендаций педагогов-краеведов России.
.