Департамент Образования города Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ
Автор:
КОЛЕСОВ
Александр Владимирович
Москва 2004
Пояснительная записка
Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса “Экспедиционный туризм” в учебных группах дополнительного образования и рассчитана на учащихся 7-х- 11-х классов. Курс спланирован на три года обучения и составляет 648 учебных часов, по 216 часов в каждый учебный год.
В современных условиях особенно актуальной становится проблема экологического образования и воспитания школьников. Им, как будущим специалистам различных отраслей хозяйства, руководителям и предпринимателям, предстоит решение сложных и многоплановых проблем, связанных с охраной природы, от чего зависят условия существования труда граждан Российской Федерации и всех жителей планеты.
Обучение естественным наукам в школе имеет ряд объективных недостатков, главный из которых - отсутствие экспериментальности в исследовании экосистем и природных комплексов. Ученики городских школ изучают их в условиях класса и лишены возможности дополнить свои знания в поле. Проводимые в рамках курсов географии и биологии экскурсии в природу не решают этой проблемы, так как проводятся в парках и скверах, где природа сильно преобразована. Вопросы изучения всего комплекса проблем, связанных с окружающей средой, возможно реализовать в рамках экспедиционно-туристической деятельности.
Вопросы экспедиционной работы и краеведения в средней школе затрагиваются во многих дисциплинах (история, география, биология, литература, москвоведение). Однако не в одном из предметом не проводится систематизация этих знаний. Особое место в процессе занятий предлагаемого курса уделяется полевым исследованиям и экспедициям. Восприятие окружающего мира при полевых занятиях происходит не только интеллектуальным, но эмоциональным путем, что дает более прочное и надежное усвоение понятий и закономерностей. Также это способствует тому, что школьники старшего возраста могут выступать в качестве инструкторов для школьников младшего возраста. Таким образом, при полевых занятиях возможно комплектование разновозрастных групп учащихся и использование принципа “старшие обучают младших”.
В отличие от кабинетных занятий, полевые исследования дают заметный эффект в области физического воспитания и закаливания учащихся; пребывание на свежем воздухе и активная физическая работа способствует улучшению состояния их здоровья.
В настоящее время, в условиях ухудшающейся экологической обстановки, снижения иммунитета туризм приобретает высокий оздоровительный потенциал, способствует развитию волевых и моральных качеств. Кроме этого в рамках туристической деятельности обучающемся прививается чувство гордости за родной край, что является неотъемлемым элементов патриотической работы.
Полевые занятия, наблюдения за природой позволяют осуществлять эстетическое воспитание учащихся, учат их умению видеть красивое вокруг себя, создавать красивое и поступать красиво. К. Д. Ушинский писал: “Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отличаться сухостью и односторонностью”. К. А. Тимирязев подчеркивал, что “между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя красоты есть внутренняя органическая связь”.
Во время учебного года (с сентября по май) работа строится на обработке данных, полученных при проведении летних и зимних экспедиций, формировании специальных знаний по экологии и краеведению, необходимых для работы в экспедициях и при обработке научных данных, формировании туристских навыков и навыков эколого-краеведческого поиска во время экскурсий и походов, а также аудиторных занятий.
При полевых исследованиях учащиеся учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи явлений, находить нужные объекты, т.е. на практике овладевать методами анализа и синтеза; развивают логическое мышление. В целом программа курса делиться три года обучения:
Не одна экспедиция не может обойтись без серьезной туристской подготовки, поэтому первый год обучению посвящен подготовке учащихся к автономному существованию на природе.
Второй год обучения направлен на изучение методик исследования отдельных компонентов ландшафта. В основу исследования природных и краеведческих объектов положен ландшафтный принцип. Выбор данного принципа объясняется тем, что происходит комплексное изучение объекта, которыми являются, в основном природные и историко-культурные ландшафты.
Третий год обучения посвящен химическому анализу отдельных компонентов окружающей среды и интегральным методам контроля и оценки состояния природных объектов. Этот раздел необходим для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно разрабатывать рекомендации по изменению сложившейся ситуации.
Занятия кружка строятся по циклам, что способствует реализации принципа “старшие обучают младших”. Учебный процесс в неделю составляет 6 часов, и включает 2-х часовые аудиторные занятия, которые сочетаются с экскурсиями, выездами и экспедициями и проводятся после уроков.
Аудиторные занятия представляют собой лекции и семинары. На лекциях обучающимся даются общие концептуальные понятия по каждому изучаемому разделу. На семинарах обучающимся даются методики исследований и методы обработки информации.
Занятия организуются двумя учебными группами по единому плану без разделения на начинающую и продолжающую, так как освоение материала строится по циклам и при повторении тем происходит углубление изучения материала. Оптимальный состав каждой учебной группы 12 человек.
Цель курса:
Актуализация творческого потенциала и формирование системы экологических ценностей
Из цели курса вытекают его основные педагогические задачи:
После первого года обучения учащиеся должны уметь:
После второго года обучения учащиеся должны знать следующие основные понятия:
После второго года обучения учащиеся должны уметь:
После третьего года обучения учащиеся должны знать следующие основные понятия:
После третьего года обучения учащиеся должны уметь:
Механизм оценки получаемых результатов.
Оценка знаний обучающихся проводится в процессе собеседований. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания в работе с приборами, в повседневной жизни. Полученные результаты оцениваются разными способами. В процессе эвристической беседы выявляется как знание предыдущего материала, так и создаются условия для активации абстрактного мышления. На практических занятиях проверяются умения и навыки, полученные при изучении теоретического материала. Особая роль в оценке результатов отводится работе во время учебных выездов и экспедиций, где на практике проверяются знания, полученные на занятиях.
Кроме этого оценка полученных результатов осуществляется на различных конкурсах и олимпиадах городского уровня.
Входной контроль осуществляется в начале занятий 1-го, 2-го и 3-го года обучения в виде собеседования, текущий контроль осуществляется в ходе беседы и практических работ на занятиях.
По итогам трехгодичной работы то каждый ученик пишет учебно-исследовательскую работу, которая является итоговым контролем полученных знаний.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1
-ый ГОД
№ |
Тема |
Количество часов |
|||
Теория |
Экскурсии |
Выезды |
Экспедиции |
||
1.1 |
Введение |
8 |
4 |
- |
|
1.2 |
Основы автономного выживания на природе |
10 |
4 |
37 |
|
1.3 |
Питание в полевых условиях |
4 |
4 |
16 |
|
1.4 |
Топография |
9 |
8 |
21 |
|
1.5 |
Ориентирование |
12 |
4 |
8 |
21 |
1.6 |
Страховка |
4 |
4 |
8 |
|
1.7 |
Преодоление водных преград |
6 |
24 |
||
Всего: Итого |
216 часов |
53 |
28 |
93 |
42 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2
<ой ГОД
№ |
Тема |
Количество часов |
|||
Теория |
Экскурсии |
Выезды |
Экспедиции |
||
2.1 |
Факторы риска на природе |
10 |
12 |
37 |
- |
2.2 |
Тестирование состояния здоровья |
3 |
4 |
- |
- |
2.3 |
Основы медицинских знаний |
12 |
16 |
16 |
- |
2.4 |
Исследования водоемов |
14 |
16 |
8 |
21 |
2.5 |
Геологические исследования |
8 |
12 |
8 |
21 |
Всего: Итого |
216 часов |
47 |
60 |
67 |
42 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 3ий
ГОД
№ |
Тема |
Количество часов |
|||
Теория |
Экскурсии |
Выезды |
Экспедиции |
||
3.1 |
Почвенные исследования |
12 |
8 |
8 |
21 |
3.2 |
Экологический мониторинг |
20 |
0 |
8 |
|
3.3 |
Лаборатория химического анализа |
8 |
0 |
- |
- |
3.4 |
Аналитические реакции |
22 |
40 |
- |
- |
3.5 |
Количественный анализ |
14 |
8 |
||
3.6 |
Интегральные методы контроля окружающей среды |
6 |
4 |
16 |
21 |
Всего: Итого |
216 часов |
82 |
60 |
32 |
42 |
Тематический план занятий учебной группы первого года обучения
Тема |
Количество часов |
Введение |
|
Предмет полевых исследований. Основные определения и понятия. |
2 |
Организация походов полевых исследований и экспедиций. |
2 |
Обязанности участников экспедиций, оборудование. |
2 |
Математическая обработка результатов параллельных измерений |
2 |
Экскурсия |
4 |
Основы автономного выживания |
|
Факторы риска в природе |
2 |
Оценка непредвиденной ситуации в природе |
2 |
Аварийные наборы |
2 |
Одежда и обувь для походов и полевых экспедиций |
2 |
Поиск и добыча воды, очистка воды, рациональное использование воды |
2 |
Групповое снаряжение |
2 |
Экскурсия (составление тактического плана спасения в непредвиденной ситуации) |
4 |
Выезд (сохранение работоспособности) |
8 |
Выезд (добыча воды, групповое снаряжение) |
8 |
Выезд (основы автономного выживания) |
21 |
Питание в полевых условиях |
|
Питание в полевых условиях |
2 |
Костры в различных природных зонах |
2 |
Экскурсия (соевое питание) |
4 |
Выезд (питание в полевых условиях) |
8 |
Выезд (виды костров) |
8 |
Топография |
|
Виды карт, генерализация, старение |
2 |
Масштабы |
2 |
Топографические знаки |
3 |
Съемка местности |
2 |
Экскурсия (глазомерная съемка) |
8 |
Экспедиция (съемка местности) |
21 |
Ориентирование |
|
Ориентирование на местности |
4 |
Выбор оптимального пути |
4 |
Техника движения по тропам |
4 |
Экскурсия (техника движения по различным склонам) |
4 |
Выезд (ориентирование) |
8 |
Экспедиция (зимнее, маршрутное ночное ориентирование |
21 |
Страховка |
|
Средства страховки и области их применения, аварийная сигнализация |
2 |
Веревки, узлы и правила работы с ними |
2 |
Экскурсия (работа на местности с веревками) |
4 |
Выезд (устройство перильной страховки) |
8 |
Преодоление водных преград |
|
Преодоление водных преград (условия классификации переправ) |
2 |
Выбор места переправы, требования, предварительные работы |
2 |
Надводные переправы |
2 |
Выезд (переправы вброд) |
8 |
Выезд (надводные переправы) |
8 |
Выезд (переправы и страховка) |
8 |
Тематический план занятий учебной группы второго года обучения
Факторы риска на природе |
|
Болота, факторы риска на болотах, способы преодоления |
2 |
Природные опасности: Климатические Связанные с рельефом Живой природы |
2 2 2 |
Экскурсия (опасности живой природы) |
4 |
Экскурсия (гигиена в полевых условиях) |
4 |
Выезд (способы преодоления болот) |
8 |
Выезд (факторы риска, связанные с рельефом) |
8 |
Выезд (элементы выживания на природе) |
21 |
Личная гигиена в полевых условиях |
2 |
Тестирование состояния здоровья |
|
Индекс Руфье, визуальное определение степени утомления человека |
1 |
Предупреждение обострения хронических заболеваний |
6 |
Основы медицинских знаний |
|
Диагностика травм и заболеваний, групповая и личная аптечки |
2 |
Доврачебная медицинская помощь: Простудные заболевания Ожоги Переломы Травмы Ранения Отравления Укусы Горная болезнь |
2 2 2 2 2 2 2 2 |
Экскурсия (иммобилизация в природных условиях) |
4 |
Экскурсия (на станцию скорой помощи) |
4 |
Экскурсия (действия при ожогах и ранениях в природных условиях) |
4 |
Выезд (транспортировка пострадавшего) |
8 |
Выезд (эвакуация группы) |
8 |
Исследование водоемов |
|
Задача гидрологических исследований Оборудование для измерительных работ. |
2 |
План изучения реки Подготовительный этап |
2 |
Полевые исследования и камеральные работы. |
2 |
Оформление паспорта реки |
2 |
Физические свойства воды и методы их определения. |
4 |
Экскурсия (определение ширины реки и промеры глубин. Построение плана реки) |
4 |
Экскурсия (определение скорости течения реки.) |
4 |
Экскурсия (определение расхода реки) |
4 |
Минералы и их основные свойства. |
4 |
Выезд (Комплексное исследование реки) |
8 |
Выезд (Комплексное исследование озера) |
8 |
Экспедиция (Исследование бассейна реки) |
21 |
Геологические исследования |
|
Минералы и их свойства |
2 |
Определение минералов |
2 |
Горные породы их свойства и условия залегания. |
2 |
Определение горных пород |
2 |
Экскурсия (горные породы) |
4 |
Экскурсия (элементы, типы и формы рельефа.) |
4 |
Экскурсия (описание геологических разрезов. Правила сбора образцов) |
4 |
Выезд (геология Подмосковья) |
8 |
Экспедиция (геологические исследования) |
21 |
Тематический план занятий учебной группы третьего года обучения
Почвенные исследования |
|
Задачи почвенных исследований. Типы почв |
2 |
Строение почвенного профиля |
2 |
Почвенные разрезы и правила их заложения |
2 |
Описание почвенного разреза |
2 |
Отбор образцов проб |
2 |
Водно-физические свойства почва и методы их определения. |
2 |
Экскурсия (строение почвенного профиля) |
4 |
Экскурсия (водно-физические свойства почвы) |
4 |
Экспедиция (почвенная съемка) |
21 |
Экологический мониторинг |
|
Наблюдения за изменениями в природной среде. Структура наблюдений. |
2 |
Классификация мониторинга. Комплексный мониторинг биосферы |
2 |
Обеспечение мониторинга (аналитическое и информационное) |
2 |
Экологическое картирование |
4 |
ПДК, ПДУ, ОБУВ |
2 |
Воздействие вредных веществ на организм человека. Классификация химических веществ по характеру воздействия на организм человека. |
2 |
Гигиеническое нормирование химических веществ в атмосферном воздухе |
2 |
Гигиеническое нормирование химических веществ в водной среде |
2 |
Гигиеническое нормирование химических веществ в почве |
2 |
Выезд (экологическое картирование) |
8 |
Лаборатория химического контроля |
|
Лабораторная посуда |
2 |
Правила выполнения химических реакций |
2 |
Взвешивание химических реактивов |
2 |
Техника безопасности |
2 |
Аналитические реакции |
|
Классификация химических реактивов |
4 |
Аналитические реакции, признаки аналитических реакций, условия проведения |
4 |
Методы анализа компонентов окружающей среды. |
4 |
Первая аналитическая группа катионов (группа серебра) Характеристика группы. Частные реакции катионов первой аналитической группы. Лабораторная работа Анализ смеси катионов первой аналитической группы. Лабораторная работа |
2 |
Вторая аналитическая группа катионов (группа кальция) Характеристика группы. Частные реакции катионов второй аналитической группы. Лабораторная работа Анализ смеси катионов второй аналитической группы. Лабораторная работа |
2 |
Третья аналитическая группа катионов (группа меди и олова) Характеристика группы. Частные реакции катионов третьей аналитической группы. Лабораторная работа Анализ смеси катионов третьей аналитической группы. Лабораторная работа |
2 |
Анализ смеси катионов |
4 |
Анионы первой аналитической группы. Частные реакции анионов первой аналитической группы. Лабораторная работа |
2 |
Анионы второй аналитической группы. Частные реакции анионов второй аналитической группы. Лабораторная работа |
2 |
Анионы третьей аналитической группы. Частные реакции анионов первой аналитической группы. Лабораторная работа |
2 |
Анализ смеси анионов |
4 |
Экскурсии (лаборатория МГУПриродообустройства) |
40 |
Количественный анализ |
|
Методы проведения количественного анализа |
2 |
Растворенный кислород |
2 |
Окисляем ость, БПК, ХПК |
2 |
Аммиак, ионы аммония, нитраты и нитриты в воде |
2 |
Хлориды и сульфаты в воде |
2 |
Определение ионов тяжелых металлов в воде. |
4 |
Кислотность и щелочность воды. |
2 |
Экскурсии (лаборатория МГУПриродообустройства) |
8 |
Интегральные методы контроля окружающей среды |
|
Автографические методы исследования почв и донных осадков |
2 |
Оценка состояния окружающей среды при помощи лишайников |
2 |
Методы биоиндикации |
2 |
Экскурсия (биоиндикация) |
4 |
Выезд (автографический исследования) |
8 |
Выезд (индикация с помощью лишайников) |
8 |
Экспедиция |
21 |
Содержание 1-го года обучения
Туристическая подготовка с элементами выживания. Основная цель - научить учеников основам автономного существованию на природе. Задачи первого года обучения: 1.1. Введение (12 ч). Предмет полевых исследований. Ландшафтный подход к исследованию окружающей среды. Основные компоненты ландшафта. Связь полевых исследований с биологией, химией, физикой, географией. Организация полевых исследований. Математическая обработка данных исследований. 1.2. Основы автономного существования на природе (51 ч). Факторы риска, Оценка непредвиденных ситуаций, составление тактического плана действий, аварийные наборы, одежда и обувь, групповое снаряжение. 1.3. Питание в полевых условиях (24 ч). Поиск воды, методы ее добычи и обеззараживания, калорийность питания, составление пищевой раскладки. Костры в различных условиях. После изучения темы ученики должны уметь составлять продуктовую раскладку на экспедицию (поход) в зависимости от продолжительности и природной зоны, разводить костры в различных условиях и готовить пищу на костре, пользоваться газовыми горелками. 1.4. Топография (38 ч). Содержание топографических карт, их старение и генерализация, масштабы, топографические знаки; маршрутная, глазомерная и буссольная съемки местности. После изучения темы ученики должны знать номенклатуру карт, рамочное и зарамочное оформление карты, обозначение рельефа на картах, условные топографические знаки, виды масштабов. Они научаться читать карту, прокладывать по карте маршруты движения, составлять легенду движения, производить съемку местности, переводить масштабы из одного вида в другой. 1.5. Ориентирование на местности (45 ч). Способы ориентирования, движение по азимуту, движение по легенде, выбор оптимального пути движения, техника движения по тропам и склонам. После изучения темы ученики должны знать понятия “азимут” (прямой и обратный), “магнитное склонение”, “легенда движения”. Уметь ориентироваться на месте при помощи карты, компаса и местных предметов двигаться по азимуту и легенде, выбирать оптимальные пути движения, двигаться по тропам и склонам; знать топографические карты и знаки. 1.6. Страховка (16 ч). Способы страховки, страховочное снаряжение, узлы, аварийная сигнализация. После изучения темы ученики должны уметь вязать основные узлы (прямой, академический, встречный ткацкий, брамштоковый, грепвайн, проводник, восьмерка, стремя, двойной проводник, беседочный, булинь, австрийский проводник, карабинная удавка, штыковой, прусик, австрийский, нессимитричный, схватывающий), пользоваться страховочным снаряжением, ставить страховку; знать знаки международной аварийной сигнализации и внутригрупповой сигнализации. 1.7. Преодоление водных преград (30 ч). Виды переправ, способы переправ через реки и преодоления болот, типы болот по условиях проходимости. После изучения темы ученики должны уметь выбирать место для переправы и способ, организовывать переправу первого участника вброд, укладывать бревно (4 способа), организовывать навесную переправу, преодолевать болота по лагам и кочкам. Содержание 2-го года обучения Полевые исследования компонентов ландшафтов Основная цель - научить школьников исследовать окружающую природную среду. Основные педагогические задачи: 2.1. Факторы риска на природе и элементы выживания (59 ч). Факторы риска в различных природных условиях, съедобные растения, грибы и способы их приготовления, ядовитые растения, грибы. После изучения темы ученики должны знать факторы риска в различных природных зонах, ядовитые растения и грибы; уметь оценивать факторы риска в различных природных условиях. 2.2. Тестирование состояние здоровья знать (7 ч). Основные тесты физической готовности к походам и экспедициям. После изучения темы ученики должны уметь рассчитывать индекс Руфье, определять физическое состояние. 2.3. Основы медицинских знаний (44 ч). Личная гигиена в походе, личная и групповые аптечки, первая доврачебная медицинская помощь. После изучения темы ученики должны знать правила личной гигиены в походе, знать состав личной и групповой аптечек, основные классы лекарственных препаратов и их назначение. Они научаться снаряжать медицинскую аптечку в зависимости от природной зоны и сложности экспедиции, а также времени года, оказывать первую доврачебную медицинскую помощь. 2.4. Исследования природных водоемов (гидрологические) (59 ч). Виды водоемов
После изучения темы ученики должны различать понятия: экология, окружающая среда, охрана природы, природопользование;
Знать основные компоненты ландшафта;
Уметь составлять планы полевых исследований, программы экспедиций и обрабатывать данные параллельных исследований.
После изучения темы ученики должны уметь оценивать факторы риска для различных природно-климатических условий, непредвиденные ситуации, составлять планы действий в непредвиденных ситуациях; уметь собираться в походы и экспедиции в зависимости от погодных условий и природной зоны.
После изучения темы ученики должных знать следующие понятия: скорость течения реки, расход реки, протяженность реки, падение реки, уклон реки, извилистость реки, промерные вертикали, промерные створы, глубина реки, структуру паспорта реки: уметь измерять скорости течения, глубины рек, рассчитывать извилистость, протяженность, уклон и падение рек, составлять паспорт реки.
2.5. Геологические исследования (49 ч).
Задача геологических исследований. Геологическое строение Подмосковья. Минералы и их свойства. Правила определения минералов. Горные породы и правила их определения. Правила описания геологических обнажений и сбора образцов.
После изучения темы ученики должны знать понятия: минерал, горная порода, основные свойства минералов (твердость, спайность, блеск, цвет, цвет черты); уметь определять минералы и горные породы, описывать и зарисовывать геологические обнажения и собирать образцы. Содержание 3-го года обучения Эколого-химический мониторинг Цель - научить учащихся выполнять химические анализы компонентов окружающей среды и оценивать состояние среды по интегральным показателям. Основные педагогические задачи: 3.1. Почвенные исследования ( 49 ч). Задачи почвенных исследований. Строение почвенного профиля. Виды почв. Почвенный разрез правила заложения и описания. Отбор образцов. Водные свойства почвы и методы их определения. После изучения темы ученики должны знать понятия: почва, почвенный разрез, почвенный профиль, структура почвы, влажность почвы, механический состав почвы; а также уметь закладывать почвенные разрезы, описывать их, составлять почвенные карты. 3.2. Экологический мониторинг (40 ч). После изучения темы ученики должны знать следующие понятия: мониторинг, ПДК, ПДУ, ОБУВ, интегральные параметры оценки качества окружающей среды, способы выражения концентрации растворов, они должны оценивать состояние окружающей среды, готовить растворы с заданными параметрами. 3.3. Лаборатория химического контроля (12 ч). Химическая посуда и оборудование, назначение и виды химической посуды, стеклянная и фарфоровая посуда, приемы выполнения операций при химическом анализе, лабораторные приборы, весы и правила взвешивания, техника безопасности при работе в лаборатории. После изучения темы ученики должны знать виды лабораторного оборудования и его назначение, взвешивать реактивы, а также технику безопасности. 3.4. Аналитические реакции (58 ч). Химические реактивы и их классификация, химические аналитические реакции и их классификация, признаки аналитических реакций, условия проведения реакций, методы анализа компонентов окружающей среды. Классификация ионов на аналитические группы и их открытие, анализ смеси катионов и анионов. После изучения темы ученики должны знать классификации химических реактивов, аналитических реакций, должны уметь распознавать следующие ионы различных аналитических групп как в отдельности так и в смеси. 3.5. Количественный анализ (26 ч). Методы анализа, определение растворенного кислорода, окисляемости воды, определение БПК и ХПК, анализ воды на различные загрязнители, анализ почв и воды на тяжелые металлы. После изучения темы ученики должны уметь выполнять химические анализы компонентов окружающей природной среды. 3.6. Интегральные методы контроля окружающей среды (47 ч). Индикация окружающей среды при помощи лишайников, автография на фотобумаге, методы биоиндикации. После изучения темы ученики должны уметь проводить анализ качества окружающей природной среды при помощи интегральных методов.
Методическое обеспечение курса Формы работы Основными формами работами по предлагаемой программы являются лекции, практикумы, экскурсии и экспедиции. Практикумы применяются для выработки умений навыков работы с туристическим снаряжением, химическим оборудованием, а также для овладения методами гидрологических, почвенных, геологических исследований. Особое место отводится практикумам при изучение основ доврачебной помощи и автономного выживания на природе. Экскурсии и экспедиционные выезды применяются для комплексного закрепления материала и исследовательских умений. Практически все главные тематические разделы заканчиваются выездными занятиями. Эти занятия являются основной формой контроля знаний. На выездах проводится контрольный практикум. После выезда всегда проводится мини-конференция с защитой результатов исследований, полученных в результате выездных занятий. Наглядные пособия, и методические материалы первого года обучения
Лекции применяются для формирования системы теоретических знаний. Лекции используются вначале изучения каждого раздела программы. Количество лекция постепенно увеличивается от первого года обучения к третьему. Основное лекционное время используется в разделах гидрология, почвенные исследования, экологический мониторинг, интегральные методы контроля окружающей среды.
Наглядные и методические пособия второго года обучения
Наглядные пособия, и методические материалы третьего года обучения
Литература первого года обучения
Литература второго года обучения
Литература третьего года обучения
График выездных мероприятий первого года обучения
№ |
Тема |
Вид |
Время |
место |
1 |
Основы автономного выживания |
Выезд на 3 дня |
Вторая неделя сентября |
ст. Бородино |
2 |
Питание в полевых условиях |
Выезд на 1 день |
Четвертая неделя сентября |
г. Подольск |
3 |
Групповое снаряжение, добыча воды |
Выезд на 1 день |
Вторая неделя октября |
Ст. Снегири |
4 |
Сохранение работоспособности |
Выезд на 1 день |
Четвертая неделя октября |
Ст. Турист |
5 |
Топографическая съемка местности |
Экспед. |
02-08. 11. 2001 |
п. Косая Гора г. Тулы |
6 |
Костры |
Выезд на 1 день |
Вторая неделя ноября |
Ст. Крюково |
7 |
Ориентирование |
Выезд на 1 день |
Четвертая неделя октября |
пос. Белый Раст |
8 |
Ориентирование |
Экспед. |
НП “Русский Север” |
|
9 |
Перильная страховка |
Выезд на 1 день |
Вторая неделя февраля |
ст. Купавна |
10 |
Переправы надводные |
Выезд на 1 день |
Четвертая неделя апреля |
пл. Весенняя |
11 |
Страховка на переправах |
Выезд на 1 день |
Первая неделя мая |
р. Истра |
12 |
Переправы вброд |
Выезд на 1 день |
Вторая неделя мая |
г. Подольск |
График выездных мероприятий второго года обучения № Тема Вид Время место Элементы выживания на природе Выезд на 3 дня Вторая неделя сентября г. Боровск - г. Малоярославец Способы преодоления болот Выезд на 1 день Четвертая неделя сентября г. Солнечногорск Факторы риска связанные с рельефом Выезд на 1 день Вторая неделя октября пл. Турист Транспортировка пострадавшего Выезд на 1 день Четвертая неделя октября ст. Весеняя Эвакуация группы Выезд на 1 день Вторая неделя ноября г. Звенигород Исследование бассейна реки Экспед. 02-08. 11. 2002 НП “Угра” Комплексное исследование реки Выезд на 1 день Вторая неделя ноября г. Подольск Комплексное исследование озера Выезд на 1 день Четвертая неделя апреля ст. Купавна Геологические исследования Экспед. 01.01.-10.01.2003 Тульская область Геология Подмосковья Выезд на 1 день Первая неделя мая пл. Пески График выездных мероприятий третьего года обучения № Тема Вид Время место 1 Почвенная съемка Экспед . Ноябрь Владимирская 2 Экологическое картирование Выезд на 1 день Вторая неделя сентября г. Сергиев Посад 3 Автографические исследования Выезд на 1 день Первая неделя октября Ст. Турист 4 Индикация состояния окружающей среды с помощью лишайников Выезд на 1 день Четвертая неделя Октября г. Дмитров 5 Интегральные методы контроля Экспед . Январь НП “Русский Север”
область