1. Рекреационная география и социокультурное освоение
территории
В разных странах официальное понятие рекреационной географии различно; т.к. оно имеет исторический характер, а рекреация, туризм и экскурсии в реальности трудно различимы. В целом их различают по продолжительности рекреации. Менее 24 часов - экскурсия; более 24 часов — туризм.
Одновременно туризм является видом бизнеса, отраслью сферы обслуживания, обеспечивающей занятость населения и поддержку социокультурной освоенности территории.
Рекреационная география изучает пространственные аспекты инфраструктуры туризма (рекреационные ресурсы и рекреационные потенциал территории), уровень которой обеспечивается уровнем социо-культурного (СК) освоения территории (туристского центра, туристской дестинации).
Рекреационные ресурсы — компоненты природной среды и феномены социо-культурного характера, которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности, все что отвечает критериям: 1) место отличается от привычной среды обитания человека; 2) представлено сочетанием двух и более различных в природном отношении сред. (вода + суша, лес + поляна, или горы + море + разнообразная культурная среда).
Рекреационный потенциал — совокупность природных и социо-культурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории, т.е. уровень туристского освоения территории. (см. вопрос 6) Наличие уникальных объектов (например, Ниагарский водопад) не вполне обязательный признак, а только желательный вариант.
Ресурсы и потенциал рекреации отличаются как наличие чего-либо, (например, денег) от возможности чего-либо сделать (например, использовать деньги). Так же и в экономике - деньги отличаются от понятия ликвидность денег (их покупательной способности).
Рекреационные ресурсы тесно связаны с уровнем социо-культурного освоения территорий. Под освоением понимается перевод территории из неизвестного пространства (место, куда хочется доехать – Таиланд) до своего пространства (место проживания, работы и привычного отдыха - дача). Выделяют: 1. начальное, 2. развитое, 3. высокое СК освоение.
Пространственно активная рекреационная деятельность, и туризм в частности, решает задачи, связанные с СК освоением пространства, а не только и не столько с отдыхом населения.
2. Эволюция освоения территорий.
Рекреационная освоенность — уровень преобразования изначального пространства в процессе рекреационной деятельности, которые могут носить как природный, так и социо-культурный характер. Изначальные природные ландшафты могут быть сильно изменены в рекреационных целях.
Основной смысл рекреационного освоения именно в СК преобразовании территорий. На этой основе складывается территориальная рекреационная система (ТРС) — форма организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь и координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории. ТРС и есть основа туристского центра (туристской дестинации). ТРС - явление редкое, но исключительно важное для интенсивного освоения определенной территории. ТРС - высший уровень освоение территории в рекреационных целях. Важно налаживать высокий уровень рекреационного сервиса (инфраструктуры туризма) и добиваться воспроизводимости рекреационных потоков. Говорить об устойчивом развитии рекреации в регионе можно только в том случае, если люди посещают его с рекреационными целями во второй и третий раз.
Эволюция освоения территорий имеет этапы: 1. начального, 2. развитого, 3. высокого СК освоения. При характеристике эволюции освоения территорий учитывают следующие характеристики:
1. временные ритмы перемещений людей в пространстве (недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений)
2. виды рекреационной деятельности (экскурсии, туризм, массовый туризм, миграция, с целью освоения территории)
3. уровни освоенности пространства.
Выделяют следующие типы (по Николаенко Д.В., 2003):
а) неизвестное пространство — лежит за пределами проживания людей определенной социо-культурной общности (на планете почти нет).
б) место — пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей (в Москве некоторые районы - Красная площадь, Ленинские горы, в Сибири – оз. Байкал) являются местом для русских людей независимо от их конкретного проживания. Место — пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной социо-культурной общности.
в) свое пространство — закрепленное за определенной социо-культурной общностью людей (Москва – москвичи, СПб – петербуржцы)
г) пионерное пространство — закрепленное за определенной страной, но слабо освоено; привлекательно для путешествий и спортивного туризма (горы, тайга и т.п.).
д) периферия — понятие историческое, предполагает более слабое освоение территории, относительно Центра СК освоения (курорт – туристский центр, где организуются экскурсии в соседнее село — на периферию и т.п.)
е) чужое пространство — закрепленное за иной страной, этносом и т.п.
3. Понятия рекреации и туристского центра.
Отдых (рекреация) — любая деятельность (или состояние бездеятельности), направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. Термины «отдых» и «рекреация» рассматриваются как синонимы: это несколько различные обозначения одного и того же явления.
Для обеспечения рекреации необходимы рекреационные ресурсы и рекреационный потенциал (см. вопрос 1).
Туристский центр складывается как результат рекреационной освоенности и создания территориальной рекреационной система (ТРС) (см. вопрос 2) как основы туристского центра (туристской дестинации). То есть, туристский центр – ТРС или рекреационное ядро территории.
4. Мифология туризма.
Мировые туристские потоки - продукт мифологизации туристских центров. Туристские центры существуют благодаря мифам, сложившимся вокруг рекреационной деятельности. Профессионалы в области организации рекреации должны четко отличать мифы от реальности туристского бизнеса. Вот примеры мифов:
1. для полноценного отдыха обязательно нужно перемещаться в пространстве на значимые расстояния, однако превосходно отдохнуть можно и не покидая основного места жительства — нужно лишь сменить обстановку, занятия или их привычный распорядок. Рекреация есть изменение.
2. туризм требует уникальных природных условий, но климат и природные особенности не являются определяющими в развитии — или неразвитости — рекреационной отрасли, опираясь в основном на инфраструктуру и антропогенные объекты: тематические парки, этнические деревни, выставочные и торговые комплексы.
3. полноценным может быть только продолжительный отдых, хотя «средний» турист проводит в туристском центре в Сингапуре - 3,3, в России - 6,5 ( в СПб - 4), в Египте – 10 суток, т.е. для отдыха достаточны и более сжатые сроки.
4. прибыльности туристического бизнеса и большие деньги, в нем обращающиеся, хотя на самом деле подобные явления вовсе не характерны для большинства направления рекреационной сферы, не следует ожидать от туризма — внутреннего ли, иностранного — мифических сверхприбылей.
5. Тирольский миф т.е. миф о сельской специализации Тирольского района (долина Штубайталь) в Австрии, хотя там уже более 100 лет специализация – туризм, также Швейцарский сыр — это не столько… продукт, сколько имидж туристского центра – Швейцарии, где туризм уже давно обеспечивает не прибыль и ВВП, а поддержку системы расселения и закрепления населения в удаленных от городов местностях
Туризм — это, прежде всего, надежная возможность занятости (пусть даже только сезонной) части населения и гарантия сохранения системы расселения рекреационных районов.
5. Образ в туризме, туристская «мода».
Взгляды, потребности и желания клиентов постоянно меняются. В туристской индустрии известно, что понятия населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные места отдыха.
Любому тур. центру (туристской дестинации) присуща эволюция, аналогичная жизненному циклу продукта. а) Стадия внедрения начинается с путешествий небольших групп путешественников - первооткрывателей красот дикой нетронутой природы. Туризм не оказывает влияние на местность и местное население активно контактирует с путешественниками, предлагая им средства размещения. Дальнейший рост количества туристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру. б) Стадия развития тур. центра, когда численность туристов интенсивно возрастает. Контроль за развитием туризма переходит к внешним компаниям, которые начинают развивать инфраструктуру, изменяя облик тур. центра, увеличивая нагрузка на места жизнеобеспечения. в) Стадия зрелости тур. центра - сначала замедляется рост прибытий иностранных посетителей, но численность прибывающих все еще возрастает, превышая численность местного населения. Центр туризма становится известным «брэндом» престижного модного отдыха, и в нем создают свои отели крупные транснациональные гостиничные цепи. Далее развитие этого туристского центра достигает своего пика, затем мода на него падает, и он продолжает функционировать только за счет повторных прибытий, организация которых стоит больших усилий для данного курорта. г) Заключительной стадии жизненного цикла туристский центр становится малопривлекательным для большинства туристов и сильно зависимым от редких и небольших групп туристов. Местные власти пытаются реанимировать былую славу центра различными способами привлечения клиентов, использованием новых каналов сбыта и продвижения, расширением ассортимента предлагаемых услуг, перепозиционированием туристского центра.
6. Туристское освоение территории.
Рассмотрим этот вопрос на примере России. Был просчитан туристский (рекреационный) потенциал (см. вопрос 1) отдельных районов страны - условная величина в %, определяющая, при условии вложения инвестиций в туристские комплексы района, степень востребования данного района туристами с учетом их комплексных потребностей в туристских продуктах различного типа.
Были выделены типы и направления туризма и основные параметры района: географическая и ландшафтная привлекательность, климатическая и экологическая ситуация, развитие туристской инфраструктуры, доступность района для массового туриста.
Туристский (рекреационный) потенциал ряда регионов России
Основные туристские объекты и виды отдыха |
% |
Южный регион. Курорты Черноморского побережья, санатории и дома отдыха Северного Кавказа, горнолыжный и горный туризм |
79,2 |
Центральный регион. Москва, объекты Подмосковья, старинные города Золотого Кольца, пансионаты и дома отдыха на реках и озерах |
73,5 |
Северный регион. Озера Карелии, Валаам, Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельской области |
71,9 |
Поволжский регион. Курортные зоны Жигулей, волжские санатории и дома отдыха Самарской и Саратовской областей, круизы по средней и верхней Волге, Каме |
60,7 |
Уральский регион. Санатории горного и полярного Урала Свердловской и Челябинской областей, лесные и речные пансионаты Республики Башкортостан |
56,0 |
Западно-Сибирский регион. Горный туризм на Алтае, Телецкое озеро, курорт Белокуриха, пансионаты и дома отдыха на берегах рек, озер и водохранилищ |
50,6 |
Центрально-Черноземный регион. Пансионаты и дома отдыха Воронежской и Белгородской областей |
45,3 |
Северо-Западный регион. Санкт-Петербург, старинные города Новгород, Псков, Ладожское, Ильменское и Онежское озера |
44,0 |
Восточно-Сибирский регион. Горный и экстремальный туризм в Саянах, пансионаты и дома отдыха в Красноярских столбах, на Енисее и Ангаре |
40,3 |
Дальневосточный регион. Пансионаты и здравницы на берегу Тихого океана, горный и экзотический туризм на Камчатке, Сахалине, экстремальные маршруты по Уссурийской тайге |
36,9 |
Усредненный показатель туристского потенциала России |
55,8 |
Более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов России могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений с учетом потребностей туристов (для сравнения у Турции туристский потенциал составляет 38,4%, Греции - 35%, Италии - 49%, Франции, Испании и Германии - несколько более 50%).
Таким образом, Россия перспективная страна для развития комплексного туризма. Наиболее привлекательной по уровню туристского освоения, при прочих равных условиях, остается южная курортная область. Большим потенциалом, требующим инвестиций, характеризуются Центральный, Северный и Поволжский регионы, которые за счет комплекса своих особенностей способны привлечь значительные туристские потоки.
7. Что определяет географию туристского спроса.
Можно выделить четыре группы факторов обеспечения сравнительного преимущества страны в международной туристской деятельности: 1) природные ресурсы, историко-культурное наследие; 2) капитал; 3) трудовые ресурсы. Наличие указанных факторов определяет географию туристского спроса. Также на географию туристского спроса влияет 4) маркетинговая деятельность туроператоров, поскольку ведущие в международном туризме державы (Великобритания, Германия, Канада, США, Франция) работают не только на прием, но и на отправку туристов, тем самым формируют туристский спрос и, значит, его географию.
Конкурентоспособность многих стран в международном туризме и рекреации непосредственно связана с наличием природных ресурсов (география) и историко-культурным наследием страны (история), а также их доступностью (инфраструктура), что, в конечном счете, также связано с географией туристского спроса.
Инфраструктура, обеспечивающая конкурентное преимущество туристского продукта, нуждается в инвестициях, которые обеспечивает капитал (этим объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах). Ограниченный капитал, не сможет в достаточной степени развить международный туристский сектор экономики (пример – Россия).
Дифференциация (различия) степени доходности элементов инфраструктуры туризма, вынуждает бизнес направлять инвестиции (в виде прямых и портфельных инвестиций, а также ссуд) в наиболее прибыльные: предприятия транспорта и питания, средства размещения, индустрию развлечений. (Например, США продвигают по всему миру сети гостиниц и предприятий питания (Marriott, Holiday Inn, McDonald's и др.), поэтому на долю США приходятся 62,5% всех гостиничных номеров в мире, а на долю основных европейских стран - всего 27,1%).
Связь географии туристского спроса с трудовыми ресурсами объясняется следующим: спрос на высокую квалификацию международного уровня относительно невелик, 80 % занятых в туризме - неквалифицированная рабочая сила, которая должна быть в наличии. (Пример - на знаменитых курортах французской и итальянской Ривьеры есть достаточное количество работоспособного населения).
В индустрии туризма существует высокий спрос на сезонных рабочих, поэтому в «высокий» сезон численность персонала, обслуживающего туристскую индустрию, увеличивается (в Греции - в 3 раза, в Ирландии - в 1,5 раза, в Испании - на 30%). В странах ЕС в той или иной степени вовлечен в сферу обслуживания туризма каждый третий молодой человек до 21 года, который согласен на малопрестижную работу, невысокую заработную плату, относительно длинную рабочую неделю со специальным графиком работы (до 40 ч).
8. Туристский спрос как основа рекреационной деятельности.
Спрос на туристский продукт, как известно, определяется субъективными предпочтениями потребителя - рекреанта (туриста). Поэтому формирование туристского (рекреационного) предложения опирается на изучение посетителей по 1. географическому (страна), 2. демографическому (пол и возраст), 3. социально- экономическому (уровень жизни и социальный статус), 4. психографическому (темперамент) и 5. поведенческому признакам (поведенческие стереотипы), также их сочетаниям. Это называется - сегментирование туристского рынка.
Туристский спрос направлен на удовлетворения потребностей (первичных – физиологических и вторичных – психологических), о наличии которых судят по поведению людей. Но поведение потребителя определяется не только потребностями. Оно также зависит от восприятия и ожиданий (мотивированности). В теории мотивации - потребность, мотив и вознаграждение - лежат в основе психологической иерархии: от потребности А) выживания - голод, безопасность, через Б) социальные чувства - дружба, любовь, общение и уважение, В) к самовыражению – творчество и саморазвитие.
Таким образом, рекреация (отдых) и восстановление трудоспособности становится важнейшей мотивацией туризма.
С учетом выше названных составляющих тур. спроса, потребительский выбор в туризме опирается на след. зависимости:
1) от экономической модели поведения потребителя:
А. - Стоит ли приобретать туристский продукт? Б. - Куда ехать и на чем, что увидеть и посетить? В. - Анализ вариантов (фирм, стоимости и т.п.) Г. – Выстраивание последовательности и ранжирование вариантов, исходя из личных предпочтений.
2) от вкуса рекреанта, 3) от экономических факторов. 4) от наличия свободное время 5) от уровня цен, разнообразия и качества предлагаемых тур. продуктов. 6) от преимуществ и недостатков стран выезда и въезда.
В зависимости от вида туризма (типа отдыха) шкала предпочтений в тур. спросе принципиально различаются. Т.е. лечебно- оздоровительный, горнолыжный, религиозный и т.п. туризм дают принципиально различные варианты рекреационной деятельности.
9. Туристские спрос как основа перемещения людей
в пространстве
Туристский спрос имеет характерные признаки: динамизм, многообразие и комплексность, эластичность, сезонность и др.,
Динамизм, т.к. туристский спрос - меняется вместе с развитием общества, реагирует на экономическую и политическую обстановку и уровень угроз (социальных и природных), отличается неравномерностью в потреблении туристских услуг на глобальном, региональном и на уровне отдельных стран.
Многообразие и комплексность туристского спроса объясняется различием потребляемых услуг: общие (жизнедеятельность и транспорт), специфические туристские (отдохнуть, развлечься, получить новые впечатления, профессиональные интересы, культовых обрядов, лечение, учеба) и сопутствующие (лечение и, попутно, развлечение и т.п.).
Эластичность туристского спроса связана с реакцией на повышение и понижение спроса в зависимости от изменения цены. (зависит – эластичен, не зависит – неэластичен) На эластичность туристского спроса влияет: А) доступности тур. продукта, Б) временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке, В) тип поездки (развлекательная, деловая и т.п.).
Эластичность туристского спроса выше на непродолжительных поездках, чем на дальних путешествиях, выше в Европе и на Ближнем Востоке, чем в других регионах, из-за высокой доли в турбизнесе выездных туристских потоков. Эластичность туристского спроса снижается из-за «эффекта снобизма» (престижность тура), при изменении дохода потребителя и ряда др. причин.
Сезонные колебания туристского спроса зависят от факторов: природно-климатического, экономического, социального, психологического, консерватизмом туристов, моды. Сезонность туристского спроса объясняет 1) простои материально-технической базы, 2) проблемы социального плана (безработица)
10. Типы рекреации с пространственной точки зрения:
пассивная и активная их роль в формировании
рекреационных ядер - туристских центров
С пространственной точки зрения выделяются два типа (стандарта) рекреации - пассивный и активный. Под «пассивной рекреацией» понимается отдых в пределах своего основного жительства, связанный с незначительными перемещениями в пространстве; «активная рекреация» предполагает значимые перемещения за пределы основного места жительства.
Туристские центры связаны преимущественно с активной рекреацией. Типы рекреации тесно связаны с временными ритмами перемещений людей в пространстве. (см. вопрос 11)
Любому тур. центру (туристской дестинации) присуща эволюция, аналогичная жизненному циклу продукта. а) Стадия внедрения б) Стадия развития в) Стадия зрелости г) Заключительной стадии (см. вопрос 5). В зависимости от стадии развития тур. центра меняется роль типов рекреации, степень преобразования пространства , характер участия местного населения и местных властей в его развитии, а также объем инвестиций внешних (межрегиональных и транснациональных) гостиничных цепей и фирм.
11. Типы рекреации, выделяемые на основании
критерия повторяемости рекреационной деятельности:
Временные ритмы перемещений людей в пространстве.
1. Суточный отдых — цикл 24 ч.2. Недельный отдых — цикл в 7 сут. 3. Квартальный отдых — цикл 65—90 сут. 4. Ежегодный отдых — цикл 365 сут. 5. Жизненный отдых — цикл, охватывающий 10—15 лет.
Характеристика каждого типа рекреационной деятельности.
Суточный и недельный циклы (типы) рекреации порождены биологическими особенностями человеческой жизнедеятельности: утомляемости и желанием отдохнуть. Перемещения между «местом утомления» и «местом отдыха» самые незначительные. (дача, посещение театра и т.п.)
Квартальная рекреация - связана с накоплением усталости от продолжительного пребывания в одном месте и с перемещениями на относительно удаленные расстояния. Нередко сочетается с традиционными (государственными, религиозными, корпоративными и т.п.) праздниками и событиями: Рождество и Новый год, Каникулы, День города, Майские праздники и проч.
Пространственно активный ежегодный и, тем более, пиковый жизненный типы отдыха проявляются только в строго определенные периоды социо-культурной эволюции (уровня и характера жизни рекреанта) имеют совершенно различные формы и интенсивность. За последнее столетие ежегодный и жизненный типы отдыха меняют форму реализации - с пространственно пассивной на активную, связанную с перемещениями на все более удаленные от основного места жительства расстояния: свадебное путешествие, сакральное паломничество, исполнение «мечты детства», путешествие для подтверждение статуса – возраста, материального достатка и т.п.
12. Выявление, прогнозирование и регуляция направлений рекреационных потоков; оценка возможности включения
нового региона в эти потоки.
Маркетинговое управление (см. вопрос 16) в индустрии туризма - способ управления деятельностью организации, который устраивает и потребителей, и тех, кто производит и предлагает туристские услуги. Конечные цели деятельности организаций индустрии туризма могут включать: привлечение в регион большего количества туристов, завоевание доли рынка, увеличение прибыли и т.д. Владеет ситуацией на рынке тот, кто предопределяет положение на нем и готовит продукт (услугу) в соответствии с возможными изменениями и с учетом потребительского спроса, т.е. работает на перспективу.
Основные принципы и методы выявления, прогнозирования и регуляции направлений рекреационных потоков, а также оценки возможностей включения нового региона в эти потоки:
1. Управление спросом, а не его стимулирование. Стимулирование спроса не является первостепенной задачей, как в других отраслях. Спрос на туристские услуги постоянно растет. Для туристского маркетинга наиболее важной задачей является направление спроса в «нужном» направлении.
2. Достоверность и полнота информации о тур. продукте.
3. Особое внимание к вопросам защиты прав клиента - потребителя турпродукта.
4. Целесообразность диверсификации (многообразия) туристских услуг и усиление внимания к маркетинговым мероприятиям в межсезонье для уменьшения зависимости от сезонности.
5. Учет в маркетинговой деятельности не только материальных аспектов, но и психологии, духовно-эмоционального состояния и особенностей потребителей.
6. Необходимость координации маркетинговых мероприятий, осуществляемых всеми организациями - участниками производства туристских услуг.
13. Экономические пределы и возможности формирования туристского спроса туристских центров.
Логика развития рыночных отношений в индустрии туризма приводит к постановке и решению таких задач, как изучение и сегментирование туристского рынка, количественная и качественная оценка платежеспособного спроса на туристские услуги, позиционирование, использование средств коммуникаций и стимулирования сбыта туристского продукта, в том числе и возможности формирования туристского спроса туристских центров
Условия для эффективного использования маркетинговых технологий в индустрии туризма в настоящее время вполне сложились. К ним относятся:
• свободные рыночные отношения, т.е. возможность выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу;
• свободная деятельность руководителей организаций внутри туристской компании по определению целей фирмы, стратегий, структур, распределению средств по статьям бюджета и т.п.;
• насыщение рынка туристскими услугами, существование рынка покупателей;
• острая конкурентная борьба за клиента между туристскими организациями.
14. Рекреационные ресурсы и рекреационная
освоенность туристских центров.
Рекреационные ресурсы — компоненты природной среды и феномены социо-культурного характера, которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности, все что отвечает критериям: 1) место отличается от привычной среды обитания человека; 2) представлено сочетанием двух и более различных в природном отношении сред. (вода + суша, лес + поляна, или горы + море + разнообразная культурная среда).
Основной смысл рекреационного освоения в социокультурном (СК) преобразовании территорий. Эволюция освоения территорий имеет этапы: 1. начального, 2. развитого, 3. высокого СК освоения. При характеристике эволюции освоения территорий учитывают следующие характеристики:
1. временные ритмы перемещений людей в пространстве (недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений)
2. виды рекреационной деятельности (экскурсии, туризм, массовый туризм, миграция, с целью освоения территории)
3. уровни освоенности пространства. (см. вопрос 2):
На этой основе складывается территориальная рекреационная система (ТРС) — форма организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь и координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории. ТРС и есть основа туристского центра (туристской дестинации). ТРС - явление редкое, но исключительно важное для интенсивного освоения определенной территории. ТРС высший уровень освоение территории в рекреационных целях.
Важно налаживать высокий уровень рекреационного сервиса (инфраструктуры туризма) и добиваться воспроизводимости рекреационных потоков. Говорить об устойчивом развитии рекреации в регионе можно только в том случае, если люди посещают его с рекреационными целями во второй и третий раз.
15. Факторы рекреационной привлекательности
туристского центра.
Факторы (определяющие причины) рекреационной привлекательности объединяются понятием рекреационный (туристский) потенциал (см. вопрос 1). Были выделены зависимости типа и направления туризма от основных параметров района, так или иначе влияющие на перспективы развития туристского центра: а) географическая и ландшафтная привлекательность, б) климатическая и экологическая ситуация, в) развитие туристской инфраструктуры, г) доступность района для массового туриста (см. вопрос 6).
Исходя из этого, выделяют четыре группы факторов (см. вопрос 7), обеспечения сравнительного преимущества туристского центра туристской деятельности: 1) природные ресурсы, историко- культурное наследие; 2) капитал; 3) трудовые ресурсы. 4) маркетинговая деятельность туроператоров, т.к. тур фирмы работают и на прием, и на отправку туристов, т.е. управляют туристским спросом и уровнем привлекательности туристских дестинаций (центров).
Существует условная величина в % (см. вопрос 6), определяющая, при условии вложения инвестиций в туристские комплексы района, степень востребования данного района туристами с учетом их комплексных потребностей в туристских продуктах различного типа.
16. Маркетинговые исследования туристских центров.
Маркетинговое управление туристской организацией от простого стимулирования сбыта средствами рекламы переходит А) к комплексным методам Б) формирования спроса и В) стимулирования сбыта, Г) ориентацию на целевые группы потребителей и Д) создание положительного имиджа предлагаемых услуг и Е) создание образа турфирмы за счет системы качества, Ж) введения инноваций и З) гибкой ценовой политики.
Современная комплексная концепция маркетинга включает: 1). изучение и прогнозирование рынка (поставщиков, клиентов, посредников, широкой общественности и конкурентов); 2). постановку целей и задач (подцелей); 3). разработку стратегии и тактики; 4). формирование спроса и стимулирование сбыта; 5). анализ и контроль; 6). подготовка персонала - главный ресурс роста в сфере услуг; 7). контроль процесса продажи и обслуживания (на всех этапах работы с потребителем); 8). окружение (интерьер), создающее определенное настроение у потребителя и способствующее привлечению клиентов.
Специфика маркетинга туристских услуг:
1). Услуга не существует до ее представления, т.е. продукт создается в процессе предоставления услуги, т.е. не предоставленные услуги невозможно сравнить, возможно лишь сравнение выгод, ожидаемых и полученных (сравните: физический товар – предмет, вещь, устройство, а услуга – действие, исполнение, усилие).
2). Предоставление услуг требует специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить и понять. Неопределенность услуг вызывает у клиента подозрения. Для повышения доверия - используют лицензии, сертификаты, рекомендации.
Туристский маркетинг (маркетинг туристских центров) это серия методов и приемов, выработанных для исследования, анализа и решения поставленных задач, которые направлены на наиболее полное удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических и социальных факторов, а также наиболее рационального с финансовой точки зрения ведения дел туристскими организациями, позволяющих учитывать выявленные или скрытые потребности в туристских услугах. Потребности в туристских услугах определяются либо мотивами отдыха, либо другими мотивами предпринимательских групп, семей, различных миссий и союзов.
17. Рекреационные ресурсы
лечебно-оздоровительного туризма.
Рекреационные ресурсы (см. вопрос 1, 14) в лечебно-оздоровительном туризме представлены природными лечебными ресурсами – 1. климат, 2. минеральные воды и 3. лечебные грязи, которые не создаются усилиями людей и слабо поддаются коррекции доступными им средствами, но это обеспечивает эффективность лечения на курорте. Однако на курорт едут не только лечиться, но и – отдыхать, в т.ч. узнать об истории курорта, его архитектурных и культурных сооружениях. Классификация курортов, таким образом, включает А. уникальность их природного лечебного потенциала (редкое сочетание составляющих климата, минеральных вод и грязей), Б. курортной инфраструктуры и В. историко-архитектурных особенностей. Различие приоритетов курортных факторов у разных групп больных и отдыхающих формирует курорты различных типов как по ведущим лечебным факторам, санаторному или оздоровительному типу, так и по популярности и степени развития курортной инфраструктуры.
Особенности лечебно-оздоровительного туризма 1) лечение на курортах длительно, 2) стоит дорого. 3) рассчитано не на стандартный набор мед. услуг, а на индивидуальную программу лечения; 4) популярны не специализированные курорты, а смешанного типа, рассчитанные на широкий круг потребителей. 5) лечебно-оздоровительные услуги предполагают активный отдых, часто ограниченный во времени 6) так как сокращается финансирование со стороны государства, курорты, сохраняя лечебную функцию, проводят культурные и спортивные мероприятия.
По современным представлениям курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами лечебный климат, минеральные воды, лечебные грязи, и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры: санатории, лечебные пансионаты, курортные поликлиники, лечебные пляжи, галереи и бюветы минеральных вод, ванные здания, радонолечебницы, грязелечебницы, солярии, аэрарии и бассейны для лечебного плавания и т.п. (см. вопрос 18)
18. Понятие, история создания, классификация
лечебно-оздоровительных ресурсов.
Первые сведения об использовании природных физических факторов в лечебных целях известны с античности. Курортные сооружения обнаружены на раскопках города Мохенджи-Даро в Пакистане (П-Ш тыс. до н.э.) и королевского дворца на Крите (1700 и 1400 гг до н.э.). В арсенал врачей Древнего Мира прочно вошли лечебные грязи (Египет, IV тыс. до н.э.), минеральные воды (Месопотамия, Ш тыс. до н.э.) и климат (Индия, Ш тыс. до н.э.). Наибольшего расцвета использование природных лечебных факторов достигло в Древней Греции. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) кроме солнечных ванн и холодных омовений, он впервые применил воздух «священных рощ» для лечения больных. В Древнем Риме философ Плиний (123-156 гг. н.э.) подробно описал «землю, излечивающую раны» (лечебную грязь), а римский врач Архиген (I-II вв. н.э.) сделал первую попытку классификации лечебных минеральных вод. Знаменитые термы Нерона (построенных в 54-68 гг. н.э.) и Каракаллы (211-217 гг.) до сих пор поражают воображение. Места с «лечебными» свойствами в Европе обозначали словом «Spa» (лат. espa - фонтан).
Возрождение интереса к источникам минеральных вод в Европе началось в XVI веке, а в России в XVIII веке (Петр I – 1717). Наибольший расцвет курортное дело получило в XIX столетии, к концу которого достижения рынка лекарств вытеснили моду на лечение на водах. Престижный летний отдых переместился на пляжи морских побережий, а на воды и лечебные грязи стали ездить преимущественно больные для восстановления своего здоровья. В СССР система санаторно-курортного лечения строилась в рамках социальных программ, без учета рыночных механизмов.
Современный курорт - (немецкое Kur - лечение и Ort - место), освоенная и используемая с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. По характеру ведущих природных лечебных факторов курорты делятся на бальнеотерапевтические, пелоидотерапевтические (грязелечебные), климатические, смешанные курорты. (см. вопрос 17)
19. Технологические особенности лечебно –
оздоровительного туризма: цель, требование наличия
специфических рекреационных ресурсов.
В основе лечебно-оздоровительного туризма лежат четыре составляющие: 1) природно-рекреационные ресурсы, обладающие спектром лечебных факторов; 2) инфраструктура – курорт; 3) современные методы лечения; 4) профессионализм врачей и персонала. Курортология – раздел восстановительной медицины, изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на организм и разрабатывающая методы и организационные формы их использования для лечения и профилактики заболеваний. Курорт как туристский центр предполагает наличие территории (акватории), обладающей природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), благоприятными для укрепления здоровья, лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения.
Таким образом, в лечебно-оздоровительном туризме заложена связь туристского менеджмента и медицины.
Наиболее популярные виды терапии (лечения): ароматерапия – лечение эфирными аромамаслами; аэротерапия – воздухолечение; бальнеотерапия – применением минеральных вод и ванн с лечебной целью; галотерапия – лечения в соляных пещерах; гелиотерапия – солнцелечение, иппотерапия - лечебная верховая езда; кренотерапия – лечение питьем минеральных вод; криотерапия –лечение льдом; литотерапия –-лечения с использованием камней; пелоидотерапия – лечение лечебной грязью (пелоидами) (под другим названием: грязелечение, фанготерапия, pelotherapia, balneum limi); талассотерапия – (греч. thalassa – море; therapia — лечение) лечение приморским климатом, морской водой, водорослями, пелоидами и др. продуктами моря; фитогидротерапия – лечебные ванны с препаратами растительного происхождения; фитотерапия – лечение препаратами растительного происхождения: настоев, настоек, отваров, аромамасел; энотерапия – лечение вином. Процедуры определяют цель и требование к наличию специфических рекреационных ресурсов в туристском центре лечебно-оздоровительного туризма.
20. Туристские центры историко-культурных
и природных феноменов.
Туристские центры тесно связаны с рекреационные ресурсами и рекреационным потенциалом страны. Самая посещаемая туристская страна Европы и мира — Франция. Сочетание разнообразной природы и исторических городов, всемирно известной культуры и модных товаров, превосходной кухни и вина делают Францию очень привлекательной для туристов. На примере Франции рассмотрим влияние историко-культурных и природных феноменов на формирование современных туристских центров.
Разнообразные ландшафты: Альпы, среднегорье, карстовые плато, обширные равнины, тенистые леса. Морские берега Франции, протянувшиеся на 3 тыс. км, в т.ч. гранитные скалы в Британи, длинные гряды дюн на Атлантическом побережье, бархатистые песчаные пляжи и лазурные бухты на Средиземном море.
Наряду с природными красотами, во Францию влечет интерес к искусству и культуре. Ядром политической, экономической и культурной жизни страны является Большой Париж. Наиболее посещаемыми памятниками Парижа являются Эйфелева башня (1889 г.), Лувр - в прошлом тюрьма, а сегодня — крупнейший музей мира, Центр национального искусства и культуры Жоржа Помпиду (1977 г), Городок науки и техники «Ля Вильетт», Версаль — вершина французской дворцовой архитектуры, Музей д'0рсэ, с собранием произведений импрессионистов.
Жемчужина Франции - Французская Ривьера (Лазурный берег) — полоса Средиземноморского побережья шириной 20 км и длиной 230 км ( от г. Ментона у границы с Италией на востоке до г. Тулона на западе) с тур. центрами г. Ницца и г. Канн, известная «Русским нашествием» с середины XIX в. по начало XX в., пример прекрасного сочетания историко-культурных и природных феноменов - занимает второе место во Франции по количеству музеев после района Иль-де-Франс, включающего Париж.
Французские Альпы - самые высокие горы Западной Европы- крупнейшей в мире областью для горнолыжного спорта, это целое государство в государстве, где пролегают более 4000 горнолыжных трасс и работают более 2500 подъемников, а в регионе «Три долины» - самая большая горнолыжная область в мире, где 5 горнолыжных курортов: Куршевель, Мерибель, Валь Торанс, Ле Менюир и Ла Танья, а у подножья г. Монблан расположен самый старый в мире горнолыжный курорт Шамони.
Известны бальнеологические курорты Франции, т.ч. курорт мирового значения Виши, курорт Лурд, одновременно являющийся центром христианского паломнического туризма, где было явление Девы Марии (1886 г.) и ряд др.
Во Франции каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями. Ежегодно во Франции проходят десятки выставок и конгрессов. Среди них можно указать на лучший и крупнейший в мире Международный аэрокосмический салон в Париже (SIAE - Paris Air Show), а также на ежегодный (15 октября) Международный цветочный фестиваль - Festival International des Jardins в городе Шамон-сюр-Луар (Chaumont-sur-Loire).