Самохин
Юрий Семенович
Главные условия «нормальной» выпускной квалификационной работы (далее -
диплома):
Список
литературы (алфавитный) должен включать min 20, но лучше - 30
и более наименований книг, статей из журналов и газет, материалов
из сети интернет.
в
тексте должны быть ссылки (примерно на 2-3 страницы диплома 1-2 ссылки).
А
всего, приблизительно, 20 - 25 ссылок, хотя бы на 10, а лучше - на 15
источников с указанием номера в списке литературы и страницы с цитатой [18, С.
121]. Часть ссылок (прямые цитаты) должны быть взяты в кавычки («…»). Если источник есть, а страницы нет, то ссылка в
тексте диплома выглядит так [16].
Если
материал диплома целиком взят из одного-двух-трех
источников, то в списке литературы все равно должно быть более 20
источников, ( еще раз - лучше более 30), а ссылки в
тексте необходимо «подогнать» под контекст в наиболее очевидных (есть во всех книжках в
той или иной форме) местах (справочные сведения, экологические проблемы, списки
флоры и т.п.). Как вариант в некоторых местах диплома допустимы ссылки в виде
[3, 11, 29], но не более четырех.
Если
материал взят из сети интернет, то в тексте это выглядит [12, html], а в списке литературы приводятся фамилия автора,
название материала, название ресурса и его адрес, см. ниже.
Варианты:
для статей из сборников
Бондаревская
Е.В. Введение // Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Бондаревской Е.В. -
Ростов-на-Дону. 1995. - 215 С.
для статей из журналов и газет
Галнер Э.
О природе национализма // «Знание - сила». №7 1990. С. 1-5.
для монографий.
Гумилев
Л.Н. Древня Русь и Великая степь. - М., 1992. - 512 С.
для сборников (два варианта)
Педагогика.
Учебное пособие для студентов педагогических вузов./В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1998. -
542 С.
Психология.
Словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
- М., 1990. - 494 С.
для ссылок из сети интернет
Строев
К.Ф. Краеведение//Вопросы краеведения. Теория и практика. Краеведческий
альманах Ю.С. Самохина / http://kraevedenie.chat.ru/stroev/stroev0.htm
Собственно
защита (промежуточная или окончательная) выглядит следующим образом: автор
диплома зачитывает (или пересказывает) сначала вступление, а затем - заключение
диплома, несколько раз (в контексте) указывая на подготовленные к защите карты
и схемы (развешаны на стенах). Именно вступление и заключение необходимо
проработать наиболее тщательно. Поскольку диплом (выпускная квалификационная
работа) - не реферат (выжимка), а
самостоятельное исследование, текст диплома должен иметь структуры научного
исследования.
Используя
Ваше Содержание и Вступление, попробую составить приемлемый вариант Вступления и Заключения к защите:
Содержание
Введение Глава 1. Природно-ресурсный
потенциал. 1.1 Географическое положение
1.2 Природные ресурсы 1.3 Агроклиматические ресурсы 1.4 Водные ресурсы 1.5 Рекреационные ресурсы Глава 2. География населения 2.1 История заселения 2.2 Размещение населения 2.3 Трудовые ресурсы Глава 3. Хозяйство 3.1 Агропромышленный
комплекс 3.2 Промышленность 3.3 Инфраструктура Глава 4. Экологическая ситуация 4.1 Состояние атмосферы 4.2Состояние поверхностных
и подземных вод 4.3 Состояние почвенного
покрова 4.4 Состояние растительного
и животного мира 4.5 Влияние экологических
факторов на здоровье населения Заключение Приложения |
Введение (в черновике) Сегодня мы являемся свидетелями того, что в настоящее время
в школах не всегда достаточно материалов краеведческого характера, пригодных
для использования в условиях именно данного района или данной школы. Так обстоит
дело и в Гафурийском районе. И при решении одной из, важнейших задач
современной географии активизации работы по экологическому образованию и
воспитании учащихся, должны широко использоваться краеведческие материалы,
поскольку общеизвестно, что использование местных материалов оживляет занятия
и активизирует деятельность учащихся, делает более наглядным
причинно-следственные связи в природе, а также процессов взаимодействия общества
и природы. Как известно, в программах
школьной географии в настоящее время значительное место отводится изучению
родного края. Краеведческий материал создает благодатную основу для
воспитания учащихся любви к родной природе,
земле, родному краю. В процессе изучения родного
края школьники усваивают не только конкретные знания, понятия, делают научные
выводы, но и вооружаются такими элементами мировоззренческих, философских
знаний, соответствующих их возрасту и развитию, которые объединяют категории
– материальность окружающего мира; разнообразие и единство мира; взаимосвязь
и взаимодействие; единство природы; познаваемость мира. Изучение родного края
развивает наблюдательность и интерес к данному предмету, науке и самостоятельным
исследованиям, воспитывает у школьников стремление непрерывно совершенствовать
свои знания, самостоятельно их пополнять и применять на практике. Итак, мы
считаем, что тема нашей исследовательской работы актуальна на сегодняшний
день. Объектом данной
исследовательской работы является процесс изучения краеведческого материала
на уроках географии. Предмет исследования – Гафурийский район Республики Башкортостан. Цель представленной работы
– рассмотреть население, хозяйство, природные условия и состояние природной
среды Гафурийского района. Основные задачи
представленной работы: - охарактеризовать
природные условия данного района, в том числе более подробно географического
положения рельеф, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир; - изучать историю
заселения, размещения населения данного района; - изучать трудовые ресурсы,
агропромышленный комплекс, промышленность, инфраструктуру; - анализ состояния
природной среды; Делается попытка разрешить
выше перечисленные задачи данной исследовательской работы, которая имеет
следующую структуру: В главе 1. речь идет о
географическом положении, рельефе, полезных ископаемых, климате и о
растительном и животном мире. Глава 3. посвящена
хозяйству. Более подробно рассматриваются агропромышленный комплекс,
промышленность, инфраструктура. Глава 4. посвящена анализу
состояния природной среды. Более подробно рассматриваются состояние
атмосферы, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира и
влияние экологических факторов на здоровье населения. |
Структуры вступления и заключения |
Содержание вступления и заключения |
обоснование
темы наличие практического
и социального смысла исследования актуальность кому и почему
такое исследование нужно проблема зачем необходимо это исследование цель как реализовать разрешение указанной проблемы. Задачи
(подцели) пути
реализации разрешения указанной
проблемы. (это нашло отражение в представленных в работе -
указать указкой - рисунках и схемах) объект и предмет в какой области
(объект) и что (предмет)
было исследовано гипотеза 1) предполагаемый и 2) реальный результаты исследования
Положения выносимые на защиту В выпускной квалификационной
работе во введении не приводятся, а даются в заключении как выводы к работе. Если научный руководитель
настаивает, то свои «положения» вставьте в виде дополнения к гипотезе (только
другими словами) новизна что
именно исследовано или выявлено
в ходе исследования, чего раньше
никто не исследовал, не
выявлял. теоретическая
и практическая
значимость для кого и
почему эти исследования имеют
смысл. теоретическая
и методологическая основа работы ссылки на труды и фамилии консультантов, преподавателей,
авторов использованных книг, ученых и мыслителей, чьи методики и теории использовались
во время сбора и анализа исследовательской информации структура работы выводы (Положения , выносимые на
защиту) минимум - по
количеству задач, но лучше по два вывода
на каждую задачу |
Введение Материал действительно
краеведческого характера, пригодный для использования в школьной географии
редко изложен в общероссийских и республиканских учебниках в достаточном объеме.
А между тем развернутая региональная характеристика, в условиях преподавания
географии для каждого конкретного района, города и поселка, для каждой
конкретной школы, определяющим образом влияет на актуализацию географических
знаний учащихся, нередко определяет отношение школьников к своей малой
Родине, помогает с выбором профессии, способствует становлению человека как
личности. Таким образом, комплексная
физико-географическая и экономико-географическая характеристика Гафурийского
района Республики Башкирия для учреждений образования данного района
становится по настоящему актуальной.
При этом следует подчеркнуть, что в школах и учреждениях
дополнительного образования знание местной специфики природных явлений,
знание характера жизни и труда местного населения, широкое использование
краеведческой информации любого типа - активизирует учебную деятельность
учащихся, оживляет занятия посредством более наглядных причинно-следственных
связей в природе, а также в процессах взаимодействия общества и природы,
лежит в основе экологического воспитания учащихся, создает благодатную основу
для воспитания учащихся любви к
родной природе, земле, родному краю. В процессе изучения родного
края школьники не только усваивают конкретные знания о своем районе, но и
вооружаются мировоззренческими, соответствующими их возрасту и развитию,
знаниями, которые объединяют категории – материальность и познаваемость окружающего
мира; разнообразие и единство природы, взаимосвязь и взаимодействие всех ее
компонентов. В настоящее время, как известно, в программах школьной географии
значительное место отводится региональному компоненту, предполагающему
изучение родного края. Но в связи с этим видимой проблемой на сегодняшний день является необходимость адаптировать
общегеографические и узко региональные сведения к конкретным методико-педагогическим
условиям преподавания географии в школе. Именно этим обусловлена цель выпускной квалификационной
работы - рассмотреть природно-экологические и экономико-географические
материалы о Гафурийском районе Республики Башкирия в контексте использования
их на уроках географии. Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают,
в соответствии с возможностями регионального компонента школьной программы по
географии, (1)характеристику природных условий
и географического положения Гафурийского района, (2) изучение истории заселения и размещения
населения в районе, а также (3) характеристику трудовых ресурсов. Наиболее важными
из задач, реализованных в работе, необходимо отметить (4)развернутую характеристику хозяйства и анализ состояния природной
среды района. (Внимание! Цели (2)
и (3) можно рассматривать как одну, а цифры можно из текста убрать или
оставить, в зависимости от требований научного руководителя). То есть объектом исследовательского
компонента выпускной квалификационной работы является процесс изучения
краеведческого материала на уроках географии, а предметом - природно-экологическая и экономико-географическая
характеристика Гафурийского района Республики Башкортостан. Изучение материала,
посвященного населению, хозяйству, природе и состоянию природной среды Гафурийского
района показало, что краеведческая информация несет в себе не только факты,
отражающие физико-географические и экономико-географические условия жизни конкретного
региона или края. Главным образом, и прежде всего,
такая краеведческая информация, особенно в преломлении к школьной географии,
несет в себе феномен опыта многих поколений людей в освоении конкретных
ландшафтов. Изучение этого опыта, передача его от поколения к поколению, и
есть на наш взгляд путь, и в этом гипотеза
нашего исследования, творческого соединения краеведческих знаний и школьных
уроков географии, путь разрешения исследовательской проблемы: необходимость адаптировать
общегеографические и узко региональные сведения к конкретным
методико-педагогическим условиям преподавания географии в школе. Выпускная квалификационная
работа выпускника вуза, имеющего сравнительно небольшой профессиональный
опыт, вряд ли может претендовать на сколько-нибудь новое прочтение известных вопросов, однако при решении конкретных
задач в ходе сбора материала и структурирования работы, мне пришлось найти и
проанализировать значительный объем информации, так или иначе посвященной Гафурийскому району. Это позволило выделить наиболее
значимые разделы для регионального компонента школьной географии, а изложение
материла организовать таким образом, что бы его можно было использовать в
качестве методико-педагогической основы для планирования и проведение уроков
с использованием краеведческой информации. Моя выпускная
квалификационная работа, при условии доступности ее в библиотеке нашего вуза,
может иметь теоретическую и практическую
значимость прежде всего как сбор материала на рассматриваемую
тему, под определенным углом зрения, а именно: неразрывность регионального компонента школьного географического образования с
успешной социализацией выпускников школ и педагогических вузов. (Внимание!!! Фамилии необходимо поставить самостоятельно в
соответствии со списком литературы - не менее 4-5, лучше 7-8 ) Теоретической методологической основа работы
являются труды географов и специалистов в области региональной
географии, таких как: А.В. Волгин, С. В. Кузнецов, В.П. Максаковский, И.А.
Родионова, С.Б. Шлихтер, и др., а также в
специалистов, занимающихся методикой преподавания географии Г.П. Аксакалова,
И.В. Душина и др. В работе 4 главы, введение
и заключение. В приложении таблицы, схемы и карты, характеризующие
физико-географическую и экономико-географическую ситуацию в Гафурийском районе
республики Башкирия: В главе 1. речь идет о
географическом положении, рельефе, полезных ископаемых, климате и о растительном
и животном мире. Глава 2. Посвящена
истории заселения территории района, размещение населения на современном
этапе и характеристике трудовых ресурсов. Глава 3. посвящена
хозяйству. Более подробно рассматриваются агропромышленный комплекс, промышленность,
инфраструктура. Глава 4. посвящена анализу
состояния природной среды. Более подробно рассматриваются состояние
атмосферы, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира и
влияние экологических факторов на здоровье населения. В приложении приводятся
карты, рисунки и схемы: (перечислить основные) Заключение (Перед выводом можно
вставить краткий обзор
работы, как бы подытоживающие
содержание глав, изложенных выше) В ходе сбора материала для
выпускной квалификационной работы, анализа литературных источников и
собственных наблюдений можно сделать следующие выводы: 1. Несмотря на то, что Гафурийский район Республики Башкортостан сравнительно
невелик - всего 2. Характеристику
природных условий и географического положения Гафурийского района - родного
школьникам - необходимо излагать с использованием краеведческого материала,
опираясь на знакомые детям природно-экологические и природно-антропогенные
объекты, например, реки Белая и Зелим, пещера
"Победа", знакомые каждому окрестные поля и поляны, леса и
перелески, как раз те места, где работают и отдыхают их родители и они сами. 3. Мы и наши ученики
связаны со своей малой родиной не только в пространстве, но и во времени,
поэтому для полноценного изучения физической и экономической географии Гафурийского
района Республики Башкортостан совершенно необходим обзор истории заселения
этой территории и характеристика размещения населения в ее пределах на
нынешнем историческом этапе. 4. Будущее нашего района
непосредственно связано с подготовкой детей на школьных уроках не только к
экзаменам, но и к жизни, а значит в изучении географии
своего края должны быть включены вопросы профориентации и характеристика
трудовых ресурсов, с целью прогноза занятости наших выпускников на
предприятиях района и в совхозе Агрофирма "Родина". 5. В
контексте занятости, совершенно необходим обзор хозяйства Гафурийского района
нашей Республики, непременно включающий характеристику агропромышленного
комплекса, являющейся основой экономики рассматриваемой территории, а также
характеристика промышленности и инфраструктуры, объединенных в единой пространственный
комплекс. 6. Изучая хозяйственный
комплекс Гафурийского района, с учетом перспектив его развития с участием
наших выпускников, необходимо, как нам представляется, рассматривать также и
экологическую ситуацию в систему "человек и природа", с описание
состояния атмосферы, поверхностных вод, растительности и животного мира, тем самым подводя школьников к пониманию предметных связи
природы и хозяйства и здоровья человека. |