Московский
комитет образования
Академия детско-юношеского туризма
и краеведения
Московская городская станция юных
туристов
Краеведение
в системе туристско-краеведческой
деятельности
общего и дополнительного образования г.Москвы
"ВЕКОВЫЕ
КОЛЬЦА РОССИИ"
комплексная
программа
Автор
Программы:
Самохин
Ю.С.
-
учитель географии школы № 156 г.Москвы,
педагог
дополнительного образования,
методист МосгорСЮТур.
Москва 1998
Автор
Программы выражает благодарность:
- Слесаревой Людмиле
Петровне - за одобрение и
моральную поддержку, что явилось
отправной точкой в создании
Программы;
- Костереву Николаю Александровичу, за
идейную поддержку и помощь, которая
во многом определили содержание
ряда разделов Программы.
- Голову Василию
Пантелеевичу за
научно-методическую помощь и
ценные замечания в ходе работы над
Программой;
- Лукъяненко Ирине Ростиславовне за
поддержку, многолетнее
сотрудничество и помощь в
формировании структуры Программы.
Ценные практические замечания в
ходе работы над Программой внесли
энтузиасты школьного краеведения и
туризма г. Москвы: Щербина А.В.,
Лишин О.В., Котлярова Е.Н., а также
сотрудники МосгорСЮТур: Путилина
Е.Н., Денисова Н.О., Кутя В.В.
Автор выражает благодарность
всем энтузиастам воспитательной
работы, кто помог осознать
необходимость создания настоящей
Программы.
Уважаемые
коллеги.
Вашему
вниманию предлагается комплексная
программа, определяющая в общем
виде перспективные пути развития и
содержание краеведческой работы в
системе туристско-краеведческой
деятельности общего и
дополнительного образования г.
Москвы. Главная цель Программы -
формирование основных вех
организационного и методического
обеспечения педагогической
поддержки школьного краеведения на
современном этапе жизни столицы, в
соответствии с наиболее
актуальными задачами
поставленными перед
педагогической общественностью
Комитетом образования
правительства Москвы.
Вековые
кольца России", в контексте
настоящей Программы, понимаются не
просто как словосочетание,
перекликающееся с фразеологизмом
"годовые кольца", указывающие на
возраст могучего дерева, имя
которому Россия, "Вековые
кольца…" - это век за веком
история нашего Отечества, история
людей и природы, это то, что не
прерывает связи поколений прошлых
эпох с поколениями нынешними, не
прерывает связи старших и младших,
идущих на смену.
Век,
отпущенный человеку, жизнь каждого
из нас имеет смысл только тогда,
когда является естественным звеном
в цепи поколений, связь между
которыми призвано осуществить историческое
краеведение, без которого
немыслима судьба человека.
Смыкаясь
с прошлым, мы прокладываем мостик в
будущее, где каждый из нас является
уже не только элементом в цепи
биогеоценоза, экосистемы, под
пристальным взглядом естественных
наук, изучающих природу средствами ландшафтного
краеведения, но выступает частью
того, что именуется судьба народа.
Активно
участвуя в походах и путешествиях,
мы не только крепнем духом и телом,
мы взращиваем в себе чувство
пространства, чувство территории,
чувство родной земли, которая
немыслима без туристского
краеведения, а это уже то, что
решает судьбу страны.
Настоящая
Комплексная краеведческая
Программа "Вековые кольца России"
предполагает формирование
структуры построения
краеведческой работы в системе
туристско-краеведческой
деятельности общего и
дополнительного образования
Москвы на период 1998 - 2012 г.г.
Программа основывается на
следующих положениях:
- Следует
признать, что
туристско-краеведческая
деятельность - давно
сложившееся и самостоятельно
существующее направление
учебно-воспитательной работы в
современном просвещении,
имеющее современное
научно-методическое
обоснование в структуре общего
и дополнительного образования,
имеющее богатый опыт, кадры,
организационные формы,
традиции и, в силу своей
конструктивности, не
претерпевшее структурных
изменений в годы экономических
и политических реформ
последних лет.
- Введение
термина "дополнительное
образование", ("Об
образовании" 1992 г.)
применительно к внешкольным
формам воспитательной работы
привело к тому, что
образовательная,
дидактическая составляющая
туристско-краеведческой
деятельности заслонила
воспитательное значение ее
современных форм. Делается
попытка с одной стороны,
представить
туристско-краеведческую
деятельность детско-юношеским
спортом, или даже спортом
профессиональным, с его
организацией и экономическими
принципами, а с
другой стороны, отказаться в
пользу краеведческого,
познавательного аспекта от
уникальной формы физической
закалки человека, воспитания
здорового образа жизни, на фоне
расширения мировоззренческого
кругозора, свойственного
именно
туристско-краеведческой
деятельности.
- Туристско-краеведческая
деятельность в современном
просвещении комплексно
решает проблему соединения
общего и дополнительного
образования в систему
непрерывного образования
молодежи; являясь формой
работы с детьми, охватывающей и
учебное время, и досуг. Учебные
программы не только
туристско-краеведческих
кружков, кружков юных
натуралистов, других
профильных кружков или
юношеских общественных
движений, но и широкого ряда
школьных дисциплин
предусматривают проведение
учебных экскурсий за пределами
школы, а это значит, что все
учителя-предметники, как и, в
большинстве, педагоги
дополнительного образования,
обязаны владеть методикой
туристско-краеведческой
деятельности, то есть
методикой проведения
экскурсий, методикой
практических занятий на
местности.
- В то время, когда нормой стал
отказ или даже запрет на само
понятие военно-патриотическая,
идейно-политическая работа в
просвещении России, туристско-краеведческая
деятельность является едва ли
не единственной социально
положительной опосредованной
формой, воспитывающих детей в
духе государственного
патриотизма, готовности
защищать Родину, готовности
нести службу в Вооруженных
силах Российской Федерации, в
противоположность
общественным военизированным
группировкам с деструктивными
программами, активно
привлекающим подростков и
молодежь в свои ряды.
- Туризм
по природе своей невозможен
без элементов познания края.
Невозможно, путешествуя,
ничего не узнавать. Справедлив
афоризм: "Туризм - это
краеведение, но краеведение -
это не туризм". Необходимо
признать, что содержанием
похода является не
краеведение, а сам поход,
поэтому правомерно введение
в практику работы с детьми
понятия "краеведение
туристического похода",
развитие которого может помочь
решить проблему актуальности
краеведческих исследований со
школьниками на природных и
антропогенных объектах.
- Краеведение
как отрасль знания, как
направление общественной
деятельности, как принцип
воспитания сохраняет
уникальную способность формирования
личности через
преемственность
разнонаправленного
исторического, то есть адаптационного
опыта поколений, опыта
проживания человека в
определенном ландшафте. Но реально
использовать краеведческие
исследования со школьниками
возможно,
лишь правильно формулируя
воспитательные и научные
задачи этих исследований,
используя современную
методологическую основу,
особенно при организации и
проведении детских и
подростковых
туристско-краеведческих
мероприятий, экспедиций,
конференций, смотров и
конкурсов.
- Известный
подход, предполагающий
общественную или научную
пользу краеведческих
исследований со школьниками,
скажем, в туристских походах,
был актуален в 20-30-х годах, из-за
понятного недостатка научных
кадров и сведений, но в
настоящее время реально
бесперспективен, так как
главным в этой работе является
педагогический аспект:
во-первых, его дидактическая
сторона, предусматривающая
овладение детьми современными
методами краеведческих
исследований, а во-вторых,
воспитательная, то есть
адаптационная сторона этих
исследований. Следовательно, перспективу
научной краеведческой
деятельности со школьниками
необходимо строить, прежде
всего, как перспективу
педагогическую, акцентируя
внимание на фундаментальные,
устойчивые, долгоживущие
знания и опираясь на
научно-методические и
учебно-воспитательные задачи
краеведения, на задачи всего
комплекса
туристско-краеведческой
деятельности.
- Общественное
значение краеведческих
исследований в работе с детьми
необходимо искать на пути
поддержки коллективных, или
индивидуальных ценностных
ориентиров в формировании и
становлении личности человека,
закладывая возможности смен
сфер деятельности на всем
протяжении сотрудничества
педагога и подростка.
Краеведческие исследования,
отвечающие указанным условиям
и принципам, способны помочь
ребенку, подростку в
социальной и психологической
адаптации к условиям реальной
жизни, воспитание в нем
цельного, положительного
мировосприятия, умение гибко
перестраивать направление
деятельности в связи со сменой
технологии или требованием
рынка.
Комплексная
краеведческая Программа "Вековые
кольца России" включает в себя
три раздела:
Время.
Пространство.
Человек.
Все
три раздела существуют в
органическом единстве, каждый из
них направлен на общую идею:
развития краеведческой работы в
системе туристско-краеведческой
деятельности. Это триединство и
легло в основу изложения
содержательной части Программы и
создания серии ее тематических
подпрограмм.
1. ВРЕМЯ.
Программа
"Вековые кольца России"
рассчитана на поэтапное
осуществление системы смотров,
конкурсов и слетов, содержание
которых сосредоточено на
возвращении смысла и актуальности
краеведческих исследований со
школьниками в процессе
туристско-краеведческой
деятельности, подтверждение
социальной значимости получения
краеведческих знаний в
воспитательной работе с детьми.
Вместе
со страной, год за годом, не только
окружные комитеты образования, но и
муниципальные органы образования
столицы участвуют в регулярном
цикле праздников и мероприятий,
которые увязаны с историческими
датами, международными и
государственными
культурологическими и
природоохранными акциями, с местными
условиями и традициями;
большинство из которых так или
иначе соприкасается с
туристско-краеведческая
деятельностью. Это позволяет
использовать, при тщательном
отслеживании всех форм
интересующего нас направления, в
каких именно муниципальных районах
учреждения и организации
образования работают наиболее
продуктивно, с тем чтобы итогом
такой работы стал регулярный смотр
с вручением почетного Приза
префектурам Москвы, статус
которого был бы своего рода
свидетельством лучшего
муниципального (
административного) района в
организации работы с населением в
краеведческой и
туристско-краеведческой
деятельности детей и молодежи.
Через
продуманную систему
Благодарственных писем,
Свидетельств и Дипломов, Денежных
дотаций, Премий, Призов, Подарков и
других форм морального и
материального поощрения добиться
восстановления реальной картины
туристско-краеведческой работы
конкретных педагогов, конкретных
учреждений образования Москвы,
конкретных Окружных комитетов
образования, их методических
объединений и отделов, добиваться
всемерной поддержки
педагогов-энтузиастов
туристско-краеведческой
деятельности.
Организация
этой работы представляется в форме
многолетнего смотра-конкурса
Программы "Вековые кольца России",
разделенного на 3 этапа по пять лет,
каждый из которых включает в
соответствии с направлением того
или иного учебного года, свой цикл
туристско-краеведческих акций,
праздников и мероприятий,
объединенных одной идеей.
Этап
№ 1 На пороге третьего
тысячелетия, 1998-2003 г.г.
Этап
№ 2 Россия-Европа, 2003-2008
г.г
Этап
№ 3 Отечественная война 1812 г.
2008- 2013 г.г.
Примерное
содержание каждого из этапов
составлено, но, учитывая
динамичность политических и
социальных процессов в России
последних лет, лишь реализация
первого этапа На пороге третьего
тысячелетия, (1998-2003 г.г.)
представляется задачей достаточно
обозримого будущего.
1998-1999 -200-летие А. С. Пушкина.
1999-2000 -2000 лет от Рождества Христова.
2000-2001 -На пороге 3-го тысячелетия.
2001-2002 -60-летие Битвы за Москву.
2002-2003 - 300 лет Санкт-Петербургу. Москва - Санкт-Петербург.
Общеизвестно,
что в Москве 10 окружных комитетов
образования, 128 районных управ,
около 2000 школ, примерно две сотни
учреждений дополнительного
образования, несколько десятков
коллективов специализированных
юношеских объединений при вузах,
коммерческих образовательных и
общественных организаций,
учреждений культуры. Все указанные
организации так или иначе призваны
помочь детям в реализации одной из
главных идей современного общего и
дополнительного образования Москвы -
педагогики развития личности, что
немыслимо без краеведения в той или
иной форме, без поездок,
путешествий,
туристско-краеведческой
деятельности. Именно эту работу и
призвана отметить система
мероприятий в рамках Программы.
Подпрограмма
"Время путешествовать"
1 этап. 1998 - 2003 г.г.
Содержание работы. Мероприятия.
|
Участники |
Сроки |
Исполнители |
1.
Создание Положения о
Московском территориальном
краеведческом Смотре -
Конкурсе "Школа -
Микрорайон" |
Административные
управы. |
1998 |
МосгорСЮТур. |
2.
Создание Положения о Призе
Программы "Вековые кольца
России", по направлениям
Программы. |
Школы, Административные
управы, Округа
|
1998 |
МосгорСЮТур. |
3.
Создание Положения о
Почетном Знаке "Московские
кольца" среди УДО |
Центры
Досуга и ТЭКР |
1998 |
МосгорСЮТур. |
4.
Московский территориальный
краеведческий Смотр - Конкурс"
Школа -
Микрорайон" |
Административные
управы. |
1998 - 2003 |
МКО,
МосгорСЮТур.
|
5.
Приз
Программы "Вековые кольца
России" для коллективов
Школ, Районов, Округов |
Школа,
Район, Округ |
1998 - 2003 |
МКО,
МосгорСЮТур.
|
6.
Почетный Знак
"
Московские
кольца" среди УДО |
Центры
Досуга и ТЭКР |
1998 - 2003 |
МКО,
МосгорСЮТур.
|
Подпрограмма
"Время путешествовать",
предполагая поддерживать самый
широкий спектр краеведческих
направлений в
туристско-краеведческой
деятельности, рассматривает работу
участников смотров и конкурсов в
трех основных плоскостях: природа,
экономика, культура, в каждом из них
активно используя принцип
историзма, что отвечает духу и
общей идее Программы "Вековые
кольца России". При подведении
итогов наиболее актуальной
представляется педагогическая
значимость краеведения, то есть
анализ путей использования
воспитательных возможностей всего
комплекса туристско-краеведческой
деятельности в системе общего и
дополнительного образования г. Москвы.
Примерная
тематика программ краеведческой
работы
в системе
туристско-краеведческой
деятельности
общего и
дополнительного образования г.
Москвы
I.
Экологическое краеведение
- Историческая география России.
- Геологическое
строение и рельеф России.
- Климат и внутренние воды России.
- Почвы России.
- Растительность России.
- Животный мир России.
- Природные ресурсы России, их использование и охрана.
- Природные комплексы России.
- Экологические проблемы России.
II.
Экономическое краеведение
- Население России:.
- Административно-территориальное деление России
- Народное хозяйство России:
III.
Историко-культурное краеведение
- Страницы истории России:
- Страницы боевой истории России:
- История детских движений России.
- Традиции местного самоуправления России.
- Традиции просветительства в России.
- Традиции благотворительности в России.
- Народные промыслы, кооперация в России.
- Народные мастера и умельцы России.
- История краеведения в России.
- Замечательные земляки:
- Литература, фольклор, топонимика.
- Археология на территории России.
- Этнография,культура и быт России.
- Исторические памятники России:
- Архитектура в России.
- Ведущие религиозные конфессии России.
2.
ПРОСТРАНСТВО
Вот
уже в течение более полувека одной
из самых удачных, устойчивых форм
туристско-краеведческой
деятельности, является Первенство
г. Москвы по туризму среди учащихся.
В последние более чем двадцать лет
оно приобрело совершенно особые
формы, не имеющие аналогов в
дополнительном образовании
столицы, да и России в целом.
Первенство - это круглогодичная
акция, которая охватывает
школьников разных возрастов от 12 до
18 лет, позволяя им в течении ряда
лет совершенствовать свое
мастерство, спортивные достижения,
выстраивать перспективу роста.
Первенство рассчитано на разные
виды школьного туризма: пеший, лыжный,
горный и водный, возможность выбора
с возможностью для детей в течение
года участвовать в нескольких
походах по разным видам туризма; в
Первенстве удачно сочетаются
туристские соревнования и участие
в многодневных походах, а решение
спортивных, оздоровительных задач
прямо связано с краеведческой,
познавательной работой.
Преодолевая излишний акцент на
спортивной стороне Первенства,
предлагается весь круглогодичный
комплекс соревнований и конкурсов
по туристско-краеведческой
деятельности назвать Первенство
г. Москвы по туризму среди учащихся "Московские
кольца". Поскольку именно
туристско-краеведческой
деятельности по силам объединить
ту область дополнительного
образования Москвы, которая
осуществляет свою работу в природе,
в экспедициях, поездках, играх на
местности, Программа "Вековые
кольца России" предусматривает
проведение под эгидой МКО, в рамках
программы Управления
воспитательной работы "Я -
Москвич", регулярный (раз в
несколько лет) объединительный
смотр-форум Опыт путешествия в
природу "ЗолотыеМосковские
кольца", который могла бы
провести Московская городская
станция юных туристов, учитывая ее
организационный потенциал и
многолетний опыт.
1999-2000
- Начало века - начало
тысячелетия
2002-2003 - На пороге 3 - го
тысячелетия,
2007-2008 -
Россия-Европа,
2012-2013 -
Отечественная война 1812 г. |
Подпрограмма
"Московские кольца"
Первенство г.
Москвы по туризму среди учащихся.
|
Участники |
Сроки |
Исполнители |
1.
Создание Типового Положения
Первенства г. Москвы по туризму
среди учащихся. "Московские
кольца" возрастным
группам А.Б.В |
Школы,
|
1998-1999 |
МосгорСЮТур, ГСК. |
2.
Создание Приложения по видам
туризма (пеший, водный,
горный, лыжный) к Типовому
Положению Первенства г. Москвы
по туризму среди учащихся
"Московские
кольца"
|
Школы,
|
1998-1999 |
МосгорСЮТур, ГСК. |
3.
Создание Приложения по видам
соревнований (путешествие,
техника туризма, быт) к
Типовому Положению Первенства
г. Москвы по туризму среди
учащихся> "Московские
кольца"
|
Школы,
|
1998-1999 |
МосгорСЮТур, ГСК. |
Создание Приложения
по спортивному туристскому
краеведению (история,
география, биология) к Типовому
Положению Первенства г. Москвы
по туризму среди учащихся
"Московские кольца"
|
Школы,
|
1998-1999 |
МосгорСЮТур, ГСК. |
4.
Создание Положения
Смотра-форума школ, учреждений
дополнительного образования и
детско-юношеских общественных
организаций Москвы" Опыт
путешествия в природу "
Золотые Московские
кольца", |
Школы,
|
1998 - 2003 |
МКО
МосгорСЮТур, ГСК. |
5.
Первенство
г. Москвы по туризму среди
учащихся "Московские кольца":
В - Москва
- Московская область.
Б- Москва - Московская
область - Россия.
А- Москва - Россия - планета
Земля.
|
Школы,
|
В течение
года (ежегодно) |
МКО,
МосгорСЮТур, ГСК. |
6. Смотр-форум
среди учреждений
дополнительного образования и
детско-юношеских общественных
организаций Москвы Опыт
путешествия в природу "
Золотые Московские
кольца", |
Школы,
|
В течение
года (раз в 5 лет) |
МКО,
МосгорСЮТур. ГСК. |
В связи с вышеизложенным, мы
предлагаем руководителям секций и
кружков туристско-краеведческой
направленности школ и учреждений
дополнительного образования,
участникам Первенства Москвы по
туризму среди школьников, всем
заинтересованным общественным
организациям принять участие в
общественном движении,
содержание которого сосредоточено
на возвращении смысла, статуса и
актуальности краеведческих
исследований со школьниками в
процессе туристско-краеведческой
деятельности. Для этого, как нам
представляется, необходимо:
1. Начать силами туристских и
экскурсионных групп, чьи
путешествия проходят в районах,
имеющих познавательный интерес,
формирование общедоступной
краеведческой Базы данных
о туристско-экскурсионных и
краеведческих объектах
Московской области, России и даже
зарубежных стран, с целью широкого
использования их в работе с детьми.
Содержание краеведческой
информации должно быть направлено
на возможность ее применения в
организации новых путешествий в
указанный район, то есть стать
логичным дополнением технического
описания маршрута, придерживаясь
принципов, выработанных туристской
и педагогической практикой*.
2. Составить и педагогически
обосновать Свод конкретных
краеведческих исследовательских
навыков, которыми может овладеть
подросток в туристическом походе,
путешествии, экскурсии, экспедиции,
в том числе как участник Первенства
Москвы по туризму среди школьников.
3. Понимая, что без руководителя,
наставника, учителя - без всех тех,
кто работает с детьми и молодежью,
настоящее краеведение немыслимо,
мы предлагаем педагогам стать
участниками общественного
методического совета, с тем чтобы
предложенные материалы могли быть
использованы в совместном издании,
с указанием взрослых, а также юных
авторов и учреждений, их
командировавших, или использовании
в возможном обсуждении материалов
на тематических краеведческих
конференциях.
Общедоступная
краеведческая База данных
о туристско-экскурсионных и
краеведческих объектах
для возможного
использования их в работе с
детьми
Примерная тематика комплексных описаний
- локальных
природно-экологических
объектов;
- обустроенных
туристских стоянок как
рекреационных объектов;
- населенных
пунктов, представляющих
экскурсионный или
краеведческий интерес;
- промышленных
и сельскохозяйственных
предприятий, представляющих
экскурсионный или
краеведческий интерес;
- транспортных
узлов, плотин или иных
антропогенных объектов,
представляющих экскурсионный
или краеведческий интерес;
- этнографии,
топонимики, промыслов и других
культурологических
особенностей территорий,
представляющих спортивный,
экскурсионный или
краеведческий интерес;
- исторических
памятников, и события
связанные с данным местом;
- архитектурных
памятников и исторические
события связанные с данным
местом
Свод
краеведческих исследовательских
навыков,
необходимых в путешествии,
экскурсии, экспедиции.
Примерное
содержание.
- Определение
расстояний, высоты, угла
склона и т.п. на местности,
реальные способы ориентирования
по местным признакам;
- Тропа
как элемент природы; (изучение
элементарных закономерностей
образования тропы и их
использование людьми),
направление и характер следов
человека; троп, просек, следы
гужевого и автомобильного
транспорта; с целью
определения местонахождения
ближайших населенных пунктов.
- Возраст
и состояние древостоя,
подрост,
подлесок
сравнительные возможности для
организации укрытия,
приготовления пищи, с целью
возможности установки
обеспечения безопасности
туристского лагеря на данном
участке леса и т.п.
- Возраст
и состояние травостоя,
< b>грибы,
ягоды,
съедобные
дикорастущие растения,
сравнительные возможности для
организации укрытия,
возможность прогноза погоды,
приготовления пищи, с целью
возможности безопасной
установки туристского лагеря
на данном участке леса и т.п. ;
- Беспозвоночные
животные (водные и наземные)
способы предотвращение укусов,
репелленты, возможность
прогноза погоды, возможность
использования для рыбной
ловли, охоты, промыслов или
других способов добычи еды и т.
д.;
- Рыба
в водоемах (снасти, виды рыб,
правила), возможность прогноза
погоды, возможность рыбной
ловли, промыслов и т.п.
- Животные
в природе и следы их жизнедеятельности
как элемента биогеоценоза,
способы предотвращение укусов,
возможность прогноза погоды,
возможность использования для
рыбной ловли, охоты, промыслов
и т.п.
- Горные
породы, виды их залегании, типы
грунта (валуны, галька,
гравий, песок, глина, ил), почвы,
их связь с характером
растительности и
сельскохозяйственных посевов
и т.п., влияние на безопасность
переходов и устройство
стоянок;
- Получение
информации и умение
действовать в условиях похода ночью
(ориентирование, установка
лагеря, организация привала),
определять стороны света по
звездам и луне;
- Определение
температуры воды и воздуха,
силы ветра, типов облаков, и
знание местных признаков
состояния погоды с целью
метеорологического прогноза.
- Определение
скорости течения и глубины реки
для поиска безопасных мест
забора воды, переправы вброд;
строение речной долины,
типы болот, влияние
гидрологических элементов
местности на безопасность
переходов и стоянок;
- Возможные
источники питьевой воды, правильное
использование
родников, колодцев
и т. п.; в условиях похода,
способы проверки и очистки
воды для безопасного ее
использования;
- Определение
основных типов сельских
зданий (дом, усадьба, ферма,
храм, санаторий, транспортный
узел, магазин, почта и т.п.) и
основных форм собственности
сельскохозяйственных и лесных
угодий, выделенных территорий
и участков для возможности
получения информации или
помощи, с целью безопасного
проведения похода;
- Определение
основных типов транспортных
магистралей (шоссе, ж/дороги,
трубопроводы, каналы и т.п.),
транспортные узлы, виды
транспорта, поведение на
транспорте, около
магистралей с целью
безопасного проведения похода;
- Определение
характера сельскохозяйственных
посевов, правила и
возможности их преодоления.
- Происхождение
местных названий
географических объектов
(поселки, реки, урочища, мосты и
т.п.) умение разговаривать с
жителями той местности, где
проходит путешествие, стиль
общения, обращение к людям
разного возраста, к местным и
приезжим, деревенским или
дачникам, их профессиональная
принадлежность с целью
получения информации для
безопасного проведения похода;
- Определение
и элементарная классификация
использования изделий ручной
работы (народных
промыслов), мест,
потенциально интересных для археологических
исследований, находок,
правильное составление
справки о них в
заинтересованные организации
с целью получения информации о
экскурсионно-краеведческом
объекте в туристском походе.
- Определение
мест потенциально опасных
для стоянок (нарушение
экологии, близость
сельскохозяйственных работ,
производства, агрессивное
поведение местных жителей и
т.п.), опасности мест вблизи
военных объектов, в местах боев,
при обнаружении боеприпасов,
неопределяемых функционально
предметов или свертков.
3. ЧЕЛОВЕК.
По
своей организации
туристско-краеведческая
деятельность относится к массовым,
максимально широким формам
педагогически организованной
деятельности, наиболее гибким и
разнообразным вариантам ее
использования, связывающим
задачи обучения с задачей
стимулирования саморазвития
личности, обеспечивая занятость
значительного числа детей в
свободное от учебы время, то есть
при относительно небольшом расходе
государственных средств,
охватывает большое число
школьников социально-позитивной
деятельностью, осуществляя
воспитание здорового образа жизни
и культуры жизненного
самоопределения, социальных
взаимоотношений, культуры общения,
воспитание интеллектуальной,
нравственной, художественной,
физической, экономической,
экологической, трудовой и
правовой культуры.
Известно,
что в ходе туристско-краеведческой
деятельности взаимоотношения
педагога и ребенка оказываются в
совершенно особых условиях
путешествия или экспедиции, когда,
при сохранении познавательной
активности, участники
педагогического процесса
выступают как элементы сложнейших
общественных отношений, включающих
социальные, производственные,
экономические и ролевые отношения,
которые, установившись,
сохраняются порою многие
десятилетия спустя, создавая
известные туристские "династии" с
именем своего основателя. Например,
к основателям таких династий
относятся известные в Москве
педагоги и туристы-краеведы М.И.
Крайман, Г.А. Генженцев, В.П. Розов,
А.А. Остапец, В.В. Титов, В.В.
Ярошенко, И.Ф. Попов, В.М. Куликов,
Л.М. Ротштейн, Ю.С. Константинов и
ряд других. Желая подчеркнуть и
закрепить эту традиционную для
туристско-краеведческой
деятельности систему
взаимодействия поколений,
Программа "Вековые кольца России"
предполагает рассмотреть два
направления в разделе "Человек":
Подпрограмма
"Воспитанник"
В соответствии с законом "Об
образовании" содержание
образования должно обеспечить
самоопределение личности, создание
условий для ее самореализации,
обеспечить укрепление и
совершенствование правового
государства, формирование у
обучающегося адекватной
современному уровню знаний картины
мира, интеграции в национальную и
мировую культуру, содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми. Комплексному решению
этих задач способствует прежде
всего постоянное и широкое
использование краеведческого
принципа в обучении, а также
принципов посильности и
доступности, что в контексте
программы "Вековые кольца России"
предполагает приоритетное
развитие следующих направлений
методической и исследовательской
работы:
- отработка
содержания краеведческих
знаний в соответствии с
содержанием типового
базисного плана и ступенями
обучения;
- исследование
возможности активного
использования форм и средств
туристско-краеведческой
деятельности в
образовательных программах
дошкольного (семейного),
начального общего, основного
общего, среднего (полного)
общего, в том числе и
специального ( коррекционного)
обучения, в профессиональном и
дополнительном образовании.
- исследования
возможности и особенностей
возрастной физиологии и
психологии детей в разном
возрасте, вплоть до
предельного возраста очной
формы обучения - восемнадцати
лет для широкого внедрения в
физкультурно-оздоровительную
практику и курс ОБЖ (основы
безопасности
жизнедеятельности) форм и
средств
туристско-краеведческой
деятельности.
(Программа
"Ориентир" по особому плану)
Подпрограмма
"Воспитанник"
Примерная
тематика работ.
Содержание
работы. Мероприятия.
|
Участники |
Сроки |
Исполнители |
Отработка
содержания краеведческих
знаний и рекомендаций для
включения их в
образовательные
программы.
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК |
1998-1999 |
Мосгор
СЮТур, |
Выработка
единства
научно-методических
принципов краеведческой и
туристско-краеведческой
работы в обучении и
воспитании детей.
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР,
АДЮТК
|
1998-1999 |
Мосгор
СЮТур, |
Сотрудничество
с организациями
проводящими краеведческую
работу с детьми по
координации деятельности
и создании совместных
программ (Музейная
деятельность, выставки и
экспозиции).
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК |
1998-1999 |
Мосгор
СЮТур |
Исследование
возможности использования
форм и средств
туристско-краеведческой
деятельности в
образовательных
программах
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР,
АДЮТК
|
1998-1999 |
Мосгор
СЮТур |
Исследования
возможности и
особенностей возрастной
физиологии и психологии
детей для оздоровления и
физической подготовки
средствами
туристско-краеведческой
деятельности (Программа
"Ориентир")
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК |
1998-1999 |
Мосгор
СЮТур, |
Создание
Комплекса сертификатов
(значков и удостоверений)
отмечающих успехи юных
путешественников в
процессе
туристско-краеведческой
деятельности>***
,
участие в Первенстве по
туризму, в краеведческих
акциях и др.
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК |
1998-1999 |
Мосгор
СЮТур МКО |
Мероприятия
по широкому использованию
экскурсионной
деятельности непрофильных
кружков и секций, через
творческий конкурс-смотр
отчетов юных
путешественников об
экскурсиях по России и
зарубежным странам
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК |
1998-1999 |
Мосгор
СЮТур, МКО |
Подпрограмма
"Педагог"
Главное,
что предусматривает подпрограмма
"Педагог" - создание условий для
моральной перспективы работы
учителя и педагога дополнительного
образования, занимающегося
туристско-краеведческой
деятельностью.>**
Моральная перспектива состоит в
том, чтобы любой творческий вклад
педагога, в дело образования и
воспитания детей, в авторитет
своего учреждения, в авторитет того
дела, которому он считает себя
призванным, в рамках прямых
должностных обязанностей и за их
рамками - должен быть оценен как подвиг
-
от глагола
подвигнуть - значение
и вес которого будет адекватно
оценен и не может быть забыт детьми,
коллегами и руководством, и
значение его не убывает со
временем, откладываясь в личный
профессиональный творческий актив
учителя и педагога, наоборот,
каждый подобный шаг есть
накопление "подвигов" педагога,
обеспечивая рост его авторитета.
Конечно,
реально встает вопрос о том, как и
кому оценивать калибр
педагогического "духовного акта"
в труде учителя, воспитателя? В
дополнительном образовании роль
оценки педагога, ориентированного
на развитие
туристско-краеведческой
деятельности, особенно возрастает.
В отличие от педагогической
деятельности преподавателя в
школе, где существуют определенные
нормы и стандарты, деятельность
педагога-внешкольника,
педагога-краеведа,
педагога-туриста не поддается
жесткой регламентации, и ее успех в
решающей степени зависит от его
мотивированности на активное
участие в избранной деятельности. И
оценка его труда, в зависимости от
того, как она осуществляется, будет
способствовать формированию и
поддержанию такой мотивации, либо,
наоборот, будет влиять на нее
негативно. Как показывает опыт, при
довольно скромном вознаграждении
за труды в системе дополнительного
образования, поведение педагога
существенно зависит от того,
насколько объективно оценивается
его работа и как он относится к этой
оценке. Если человек воспринимает
оценку как несправедливую,
неадекватную вложенному труду, то
он либо ведет себя пассивно,
стремясь уменьшить прикладываемые
усилия до уровня, соответствующего
оценке, либо проявляет
агрессивность, вступая в конфликт,
вплоть до смены сферы деятельности.
Решать
указанные вопросы можно. Для этого
необходимо создать продуманную
систему стимулов и поощрений, через
проведение профессиональных
конкурсов и смотров, вести
постоянный анализ текущей работы и
уровня квалификации педагога,
публиковать созданные им
методические работы, описания
маршрутов и т.п.
Подпрограмма
"Педагог"
примерная
тематика
Содержание
работы. Мероприятия.
|
Участники |
Сроки |
Исполнители |
1. Картотека
туристских кадров.
Система сбора информации о работе педагога
на уровне школы, округа, города;
|
Школы, Центры Досуга и ТЭКР, МосгорСЮТур. |
1998-1999
|
МосгорСЮТур, |
2. Включить в систему аттестации педагогических кадров
порядок представления информации о всех
достижениях педагога для "аттестационной
папки".
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР,
МосгорСЮТур.
|
1998-1999 |
МосгорСЮТур, |
3.Подпрограмма "Кадры"на всех уровнях.
Создание моральных
стимулов активизации работы педагога.
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР, МосгорСЮТур. |
1998-1999 |
МосгорСЮТур |
4.
Система
информации о педагогических
кадрах.
Информационные сведения.
|
Школы,
Центры Досуга и ТЭКР,
МосгорСЮТур.
|
1998-1999 |
МосгорСЮТур |
В Информацию
о педагогических кадрах могут быть
включены следующие сведения
-
ФИО,
образование,
специальность, стаж, место
работы;
-
Педагогическая
квалификация;
-
Наличие
спортивного разряда;
-
Участие
в Первенстве Москвы по
туризму среди школьников;
-
Победы
и призовые места в
Первенстве Москвы по
туризму среди школьников;
-
Участие
в городских конкурсах;
-
Победы
и призовые места городских
конкурсов;
-
Участие
в многодневных
категорийных походах;
-
Отчеты
о многодневных
категорийных походах,
сданные в библиотеку;
-
Повышение
педагогической и
спортивной квалификации;
-
Участие
в подготовке туристских
кадров;
-
Судейская
категория;
-
Участие
в судействе городских
мероприятий;
-
Печатные
работы по
туристско-краеведческой
работе;
-
Разработка
авторских программ;
-
Руководство
деятельностью
туристско-краеведческих
клубов, школ, объединений;
-
Педагог
через деятельность его
воспитанников;
-
Грамоты,
награды различного уровня
-
Информация
о правовых, спортивных или
этических нарушениях.
|
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ.
В
последние годы в организации
дополнительного образования в
Москве обозначилась тенденция к
дублированию рядом учреждений
направлений и форм работы с
учащимися, что вносит некоторые
сложности в
организационно-методическую,
структурную и кадровую работу.
Нехватка средств, просчеты в
организационно-методической
работе привели к тому, что
авторитет туристско-краевед-ческой
деятельности стал заметно ниже
своего потенциала. При этом каждое
из учреждений -в той или иной
степени зарекомендовало себя как
дееспособная единица в структуре
внешкольный работы Москвы, однако в
методическом и в учебном
направлениях для их полноценной
работы, разработки реальной
перспективы деятельности, а не
только решению вопросов
сегодняшнего дня не хватает
объединяющей идеи.
Осмысление
деятельности учреждений
Дополнительного образования в
обозначенном направлении за
последние годы, и в период
подготовки празднования 850-летия
Москвы позволило подвести
некоторые итоги:
- за
многие годы сложившийся в
Москве коллектив энтузиастов
внешкольной работы в самом
широком спектре направлений, в
том числе и в
туристско-краеведческой
работе с детьми остается
вполне работоспособным, верным
избранному виду деятельности;
- сложился
уникальная форма совместной
деятельности коллектива
педагогов-туристов и
туристов-общественников
вокруг МКК МосгорСЮТур;
- успешное
проведение в течение многих
лет Первенства Москвы по
туризму среди школьников
позволила сохранить
координирующую роль
МосгорСЮТур в
организационно-методической
работе туристской и
туристско-краеведческой
деятельности педагогов Москвы;
- комплексная
Программа школьного
краеведения "Восхождение к
истокам", органично вошедшая в
программу МКО "Я - москвич",
успешное проведение в течение 9
лет концептуально нового слета
юных краеведов "По следам
русских землепроходцев"
фактически преодолело
дублирование деятельности
МГДТДиЮ и МосгорСЮТур, как
головных организаций Москвы
в туристско-краеведческой
работе;
- серия
краеведческих программ,
музейная работа в учреждениях
образования, движение
"Поиск", движение Российских
скаутов и ряд других близких по
направлению программ
способствует
структурированности этой
сложной деятельности;
- сложилась
система окружных Центров ТЭКР,
функционирует ряд окружных
МКК, продолжается деятельность
педагогического актива
учителей школ и учреждений
дополнительного образования
Москвы, преданных туристской и
краеведческой работе;
Все
это позволяет констатировать, что
МосгорСЮТур> фактически
остается координатором школьного
туризма в Москве, то есть центром
именно туристско-краеведческой
работы со школьниками для школ и
учреждений дополнительного
образования Москвы, работающих в
рамках многочисленных программ в
системе общего и дополнительного
образования. Необходимо отметить
также координирующую роль
МосгорСЮТур в работе с ЦДЭТС, с
другими региональными
организациями так или иначе
использующих краеведческий
принцип в своей деятельности.
Указанные
выше обстоятельства и позволяют
Программе
"Вековые кольца России" стать
основой для единства
туристско-краеведческой
деятельности в образовательном
пространстве Москвы, быть
реализованной силами МосгорСЮТур
(Слесарева Л.П.), при поддержке
Управления общего и
дополнительного образования
Московского комитета образования
(Голованов В.П.), научной и идейной
поддержке Московской Академии
детско-юношеского туризма и
краеведения (Остапец А.А.).
В
заключении необходимо отметить,
что условия реализации Программы
"Вековые кольца России" через ряд
подпрограмм требуют более
детальной проработки, но
концептуально достаточно
определенно обозначены в настоящем
документе. Особенного внимания,
возможно, потребуют направление
"Человек", (программы "Ориентир"
и "Кадры").
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Перечень мероприятий программы
"Вековые
кольца России"
требующих
финансирования
для обеспечения хода целевых
подпрограмм
Мероприятия.
|
1.
Подпрограмма "Время
путешествовать"
|
-
Московский
территориальный
краеведческий Смотр -
Конкурс >"Школа
- Микрорайон"
|
Приз "Время
путешествовать" Программы
"Вековые кольца России" для
коллективов Школ, Районов,
Округов |
Почетный
Знак "Московские кольца"
среди УДО |
2.
Подпрограмма "Московские
кольца"
Первенство
г. Москвы по туризму среди
учащихся "Московские
кольца"
В -
Москва - Московская
область.
Б -
Москва - Московская
область - Россия.
А -
Москва - Россия - планета
Земля
Постоянная
работа Главной судейской
коллегии Первенства по
туризму среди школьников.
Смотр-форум
среди школ, учреждений
дополнительного
образования и
детско-юношеских
общественных организаций
Москвы Опыт путешествия
в природу "Золотые
Московские кольца",
|
3.
Подпрограмма"Воспитанник"
|
-
Программа
"Ориентир"
-
Комплекс
сертификатов для юных
путешественников.
-
Конкурс-Смотр
краеведческих отчетов
юных путешественников
|
4.
Подпрограмма "Педагог"
-
Программа
"Кадры"
-
Создание
картотеки туристских
кадров
-
Экспозиция
история Детско-юношеского
туризма в Москве. Ветераны
детско-юношеского туризма.
|