Домой   Назад

Краеведческие программы и методические разработки.

"ВЕКОВЫЕ КОЛЬЦА РОССИИ"

 

Московский комитет образования
Академия детско-юношеского туризма и краеведения
Московская городская станция юных туристов

 

Краеведение
в системе туристско-краеведческой деятельности
общего и дополнительного образования г.Москвы

"ВЕКОВЫЕ КОЛЬЦА РОССИИ"

комплексная программа

Автор Программы:

Самохин Ю.С.
- учитель географии школы № 156 г.Москвы,
педагог дополнительного образования,
методист МосгорСЮТур.

 

Москва 1998

 

Автор Программы выражает благодарность:


- Слесаревой Людмиле Петровне - за одобрение и моральную поддержку, что явилось отправной точкой в создании Программы;
- Костереву Николаю Александровичу, за идейную поддержку и помощь, которая во многом определили содержание ряда разделов Программы.
- Голову Василию Пантелеевичу за научно-методическую помощь и ценные замечания в ходе работы над Программой;
- Лукъяненко Ирине Ростиславовне за поддержку, многолетнее сотрудничество и помощь в формировании структуры Программы.

Ценные практические замечания в ходе работы над Программой внесли энтузиасты школьного краеведения и туризма г. Москвы: Щербина А.В., Лишин О.В., Котлярова Е.Н., а также сотрудники МосгорСЮТур: Путилина Е.Н., Денисова Н.О., Кутя В.В.

Автор выражает благодарность всем энтузиастам воспитательной работы, кто помог осознать необходимость создания настоящей Программы.



Уважаемые коллеги.

Вашему вниманию предлагается комплексная программа, определяющая в общем виде перспективные пути развития и содержание краеведческой работы в системе туристско-краеведческой деятельности общего и дополнительного образования г. Москвы. Главная цель Программы - формирование основных вех организационного и методического обеспечения педагогической поддержки школьного краеведения на современном этапе жизни столицы, в соответствии с наиболее актуальными задачами поставленными перед педагогической общественностью Комитетом образования правительства Москвы.

Вековые кольца России", в контексте настоящей Программы, понимаются не просто как словосочетание, перекликающееся с фразеологизмом "годовые кольца", указывающие на возраст могучего дерева, имя которому Россия, "Вековые кольца…" - это век за веком история нашего Отечества, история людей и природы, это то, что не прерывает связи поколений прошлых эпох с поколениями нынешними, не прерывает связи старших и младших, идущих на смену.

Век, отпущенный человеку, жизнь каждого из нас имеет смысл только тогда, когда является естественным звеном в цепи поколений, связь между которыми призвано осуществить историческое краеведение, без которого немыслима судьба человека.

Смыкаясь с прошлым, мы прокладываем мостик в будущее, где каждый из нас является уже не только элементом в цепи биогеоценоза, экосистемы, под пристальным взглядом естественных наук, изучающих природу средствами ландшафтного краеведения, но выступает частью того, что именуется судьба народа.

Активно участвуя в походах и путешествиях, мы не только крепнем духом и телом, мы взращиваем в себе чувство пространства, чувство территории, чувство родной земли, которая немыслима без туристского краеведения, а это уже то, что решает судьбу страны.

Настоящая Комплексная краеведческая Программа "Вековые кольца России" предполагает формирование структуры построения краеведческой работы в системе туристско-краеведческой деятельности общего и дополнительного образования Москвы на период 1998 - 2012 г.г. Программа основывается на следующих положениях:

  1. Следует признать, что туристско-краеведческая деятельность - давно сложившееся и самостоятельно существующее направление учебно-воспитательной работы в современном просвещении, имеющее современное научно-методическое обоснование в структуре общего и дополнительного образования, имеющее богатый опыт, кадры, организационные формы, традиции и, в силу своей конструктивности, не претерпевшее структурных изменений в годы экономических и политических реформ последних лет.
  2. Введение термина "дополнительное образование", ("Об образовании" 1992 г.) применительно к внешкольным формам воспитательной работы привело к тому, что образовательная, дидактическая составляющая туристско-краеведческой деятельности заслонила воспитательное значение ее современных форм. Делается попытка с одной стороны, представить туристско-краеведческую деятельность детско-юношеским спортом, или даже спортом профессиональным, с его организацией и экономическими принципами, а с другой стороны, отказаться в пользу краеведческого, познавательного аспекта от уникальной формы физической закалки человека, воспитания здорового образа жизни, на фоне расширения мировоззренческого кругозора, свойственного именно туристско-краеведческой деятельности.
  3. Туристско-краеведческая деятельность в современном просвещении комплексно решает проблему соединения общего и дополнительного образования в систему непрерывного образования молодежи; являясь формой работы с детьми, охватывающей и учебное время, и досуг. Учебные программы не только туристско-краеведческих кружков, кружков юных натуралистов, других профильных кружков или юношеских общественных движений, но и широкого ряда школьных дисциплин предусматривают проведение учебных экскурсий за пределами школы, а это значит, что все учителя-предметники, как и, в большинстве, педагоги дополнительного образования, обязаны владеть методикой туристско-краеведческой деятельности, то есть методикой проведения экскурсий, методикой практических занятий на местности.
  4. В то время, когда нормой стал отказ или даже запрет на само понятие военно-патриотическая, идейно-политическая работа в просвещении России, туристско-краеведческая деятельность является едва ли не единственной социально положительной опосредованной формой, воспитывающих детей в духе государственного патриотизма, готовности защищать Родину, готовности нести службу в Вооруженных силах Российской Федерации, в противоположность общественным военизированным группировкам с деструктивными программами, активно привлекающим подростков и молодежь в свои ряды.
  5. Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: "Туризм - это краеведение, но краеведение - это не туризм". Необходимо признать, что содержанием похода является не краеведение, а сам поход, поэтому правомерно введение в практику работы с детьми понятия "краеведение туристического похода", развитие которого может помочь решить проблему актуальности краеведческих исследований со школьниками на природных и антропогенных объектах.
  6. Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность разнонаправленного исторического, то есть адаптационного опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования со школьниками возможно, лишь правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении детских и подростковых туристско-краеведческих мероприятий, экспедиций, конференций, смотров и конкурсов.
  7. Известный подход, предполагающий общественную или научную пользу краеведческих исследований со школьниками, скажем, в туристских походах, был актуален в 20-30-х годах, из-за понятного недостатка научных кадров и сведений, но в настоящее время реально бесперспективен, так как главным в этой работе является педагогический аспект: во-первых, его дидактическая сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами краеведческих исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований. Следовательно, перспективу научной краеведческой деятельности со школьниками необходимо строить, прежде всего, как перспективу педагогическую, акцентируя внимание на фундаментальные, устойчивые, долгоживущие знания и опираясь на научно-методические и учебно-воспитательные задачи краеведения, на задачи всего комплекса туристско-краеведческой деятельности.
  8. Общественное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в формировании и становлении личности человека, закладывая возможности смен сфер деятельности на всем протяжении сотрудничества педагога и подростка. Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, способны помочь ребенку, подростку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитание в нем цельного, положительного мировосприятия, умение гибко перестраивать направление деятельности в связи со сменой технологии или требованием рынка.

Комплексная краеведческая Программа "Вековые кольца России" включает в себя три раздела:

Время.

Пространство.

Человек.

Все три раздела существуют в органическом единстве, каждый из них направлен на общую идею: развития краеведческой работы в системе туристско-краеведческой деятельности. Это триединство и легло в основу изложения содержательной части Программы и создания серии ее тематических подпрограмм.



1. ВРЕМЯ.

Программа "Вековые кольца России" рассчитана на поэтапное осуществление системы смотров, конкурсов и слетов, содержание которых сосредоточено на возвращении смысла и актуальности краеведческих исследований со школьниками в процессе туристско-краеведческой деятельности, подтверждение социальной значимости получения краеведческих знаний в воспитательной работе с детьми.

Вместе со страной, год за годом, не только окружные комитеты образования, но и муниципальные органы образования столицы участвуют в регулярном цикле праздников и мероприятий, которые увязаны с историческими датами, международными и государственными культурологическими и природоохранными акциями, с местными условиями и традициями; большинство из которых так или иначе соприкасается с туристско-краеведческая деятельностью. Это позволяет использовать, при тщательном отслеживании всех форм интересующего нас направления, в каких именно муниципальных районах учреждения и организации образования работают наиболее продуктивно, с тем чтобы итогом такой работы стал регулярный смотр с вручением почетного Приза префектурам Москвы, статус которого был бы своего рода свидетельством лучшего муниципального ( административного) района в организации работы с населением в краеведческой и туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи.

Через продуманную систему Благодарственных писем, Свидетельств и Дипломов, Денежных дотаций, Премий, Призов, Подарков и других форм морального и материального поощрения добиться восстановления реальной картины туристско-краеведческой работы конкретных педагогов, конкретных учреждений образования Москвы, конкретных Окружных комитетов образования, их методических объединений и отделов, добиваться всемерной поддержки педагогов-энтузиастов туристско-краеведческой деятельности.

Организация этой работы представляется в форме многолетнего смотра-конкурса Программы "Вековые кольца России", разделенного на 3 этапа по пять лет, каждый из которых включает в соответствии с направлением того или иного учебного года, свой цикл туристско-краеведческих акций, праздников и мероприятий, объединенных одной идеей.

Этап № 1 На пороге третьего тысячелетия, 1998-2003 г.г.

Этап № 2 Россия-Европа, 2003-2008 г.г

Этап № 3 Отечественная война 1812 г. 2008- 2013 г.г.

Примерное содержание каждого из этапов составлено, но, учитывая динамичность политических и социальных процессов в России последних лет, лишь реализация первого этапа На пороге третьего тысячелетия, (1998-2003 г.г.) представляется задачей достаточно обозримого будущего.

1998-1999 -200-летие А. С. Пушкина.

1999-2000 -2000 лет от Рождества Христова.

2000-2001 -На пороге 3-го тысячелетия.

2001-2002 -60-летие Битвы за Москву.

2002-2003 - 300 лет Санкт-Петербургу. Москва - Санкт-Петербург.

Общеизвестно, что в Москве 10 окружных комитетов образования, 128 районных управ, около 2000 школ, примерно две сотни учреждений дополнительного образования, несколько десятков коллективов специализированных юношеских объединений при вузах, коммерческих образовательных и общественных организаций, учреждений культуры. Все указанные организации так или иначе призваны помочь детям в реализации одной из главных идей современного общего и дополнительного образования Москвы - педагогики развития личности, что немыслимо без краеведения в той или иной форме, без поездок, путешествий, туристско-краеведческой деятельности. Именно эту работу и призвана отметить система мероприятий в рамках Программы.

Подпрограмма "Время путешествовать"

1 этап. 1998 - 2003 г.г.

Содержание работы. Мероприятия.

Участники Сроки Исполнители
1. Создание Положения о Московском территориальном краеведческом Смотре - Конкурсе "Школа - Микрорайон" Административные управы. 1998 МосгорСЮТур.
2. Создание Положения о Призе Программы "Вековые кольца России", по направлениям Программы. Школы, Административные управы, Округа

1998 МосгорСЮТур.
3. Создание Положения о Почетном Знаке "Московские кольца" среди УДО Центры Досуга и ТЭКР 1998 МосгорСЮТур.
4. Московский территориальный краеведческий Смотр - Конкурс" Школа - Микрорайон" Административные управы. 1998 - 2003 МКО, МосгорСЮТур.

5. Приз Программы "Вековые кольца России" для коллективов Школ, Районов, Округов Школа, Район, Округ 1998 - 2003 МКО, МосгорСЮТур.

6. Почетный Знак " Московские кольца" среди УДО Центры Досуга и ТЭКР 1998 - 2003 МКО, МосгорСЮТур.

Подпрограмма "Время путешествовать", предполагая поддерживать самый широкий спектр краеведческих направлений в туристско-краеведческой деятельности, рассматривает работу участников смотров и конкурсов в трех основных плоскостях: природа, экономика, культура, в каждом из них активно используя принцип историзма, что отвечает духу и общей идее Программы "Вековые кольца России". При подведении итогов наиболее актуальной представляется педагогическая значимость краеведения, то есть анализ путей использования воспитательных возможностей всего комплекса туристско-краеведческой деятельности в системе общего и дополнительного образования г. Москвы.

 

Примерная тематика программ краеведческой работы
в системе туристско-краеведческой деятельности
общего и дополнительного образования г. Москвы

I. Экологическое краеведение

  1. Историческая география России.
  2. Геологическое строение и рельеф России.
  3. Климат и внутренние воды России.
  4. Почвы России.
  5. Растительность России.
  6. Животный мир России.
  7. Природные ресурсы России, их использование и охрана.
  8. Природные комплексы России.
  9. Экологические проблемы России.

II. Экономическое краеведение

  1. Население России:.
  2. Административно-территориальное деление России
  3. Народное хозяйство России:

III. Историко-культурное краеведение

  1. Страницы истории России:
  2. Страницы боевой истории России:
  3. История детских движений России.
  4. Традиции местного самоуправления России.
  5. Традиции просветительства в России.
  6. Традиции благотворительности в России.
  7. Народные промыслы, кооперация в России.
  8. Народные мастера и умельцы России.
  9. История краеведения в России.
  10. Замечательные земляки:
  11. Литература, фольклор, топонимика.
  12. Археология на территории России.
  13. Этнография,культура и быт России.
  14. Исторические памятники России:
  15. Архитектура в России.
  16. Ведущие религиозные конфессии России.

 



2. ПРОСТРАНСТВО

Вот уже в течение более полувека одной из самых удачных, устойчивых форм туристско-краеведческой деятельности, является Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся. В последние более чем двадцать лет оно приобрело совершенно особые формы, не имеющие аналогов в дополнительном образовании столицы, да и России в целом. Первенство - это круглогодичная акция, которая охватывает школьников разных возрастов от 12 до 18 лет, позволяя им в течении ряда лет совершенствовать свое мастерство, спортивные достижения, выстраивать перспективу роста. Первенство рассчитано на разные виды школьного туризма: пеший, лыжный, горный и водный, возможность выбора с возможностью для детей в течение года участвовать в нескольких походах по разным видам туризма; в Первенстве удачно сочетаются туристские соревнования и участие в многодневных походах, а решение спортивных, оздоровительных задач прямо связано с краеведческой, познавательной работой. Преодолевая излишний акцент на спортивной стороне Первенства, предлагается весь круглогодичный комплекс соревнований и конкурсов по туристско-краеведческой деятельности назвать Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся "Московские кольца". Поскольку именно туристско-краеведческой деятельности по силам объединить ту область дополнительного образования Москвы, которая осуществляет свою работу в природе, в экспедициях, поездках, играх на местности, Программа "Вековые кольца России" предусматривает проведение под эгидой МКО, в рамках программы Управления воспитательной работы "Я - Москвич", регулярный (раз в несколько лет) объединительный смотр-форум Опыт путешествия в природу "ЗолотыеМосковские кольца", который могла бы провести Московская городская станция юных туристов, учитывая ее организационный потенциал и многолетний опыт.

1999-2000 - Начало века - начало тысячелетия
2002-2003 - На пороге 3 - го тысячелетия,
2007-2008 - Россия-Европа,
2012-2013 - Отечественная война 1812 г.

 

Подпрограмма "Московские кольца"

Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся.

Участники Сроки Исполнители
1. Создание Типового Положения Первенства г. Москвы по туризму среди учащихся. "Московские кольца" возрастным группам А.Б.В Школы,

1998-1999 МосгорСЮТур, ГСК.
2. Создание Приложения по видам туризма (пеший, водный, горный, лыжный) к Типовому Положению Первенства г. Москвы по туризму среди учащихся "Московские кольца" Школы,

1998-1999 МосгорСЮТур, ГСК.
3. Создание Приложения по видам соревнований (путешествие, техника туризма, быт) к Типовому Положению Первенства г. Москвы по туризму среди учащихся> "Московские кольца" Школы,

1998-1999 МосгорСЮТур, ГСК.
Создание Приложения по спортивному туристскому краеведению (история, география, биология) к Типовому Положению Первенства г. Москвы по туризму среди учащихся "Московские кольца" Школы,

1998-1999 МосгорСЮТур, ГСК.
4. Создание Положения Смотра-форума школ, учреждений дополнительного образования и детско-юношеских общественных организаций Москвы" Опыт путешествия в природу " Золотые Московские кольца", Школы,

1998 - 2003 МКО МосгорСЮТур, ГСК.
5. Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся "Московские кольца":
В - Москва - Московская область.
Б- Москва - Московская область - Россия.
А- Москва - Россия - планета Земля.

Школы,

В течение года (ежегодно) МКО, МосгорСЮТур, ГСК.
6. Смотр-форум среди учреждений дополнительного образования и детско-юношеских общественных организаций Москвы Опыт путешествия в природу " Золотые Московские кольца", Школы,

В течение года (раз в 5 лет) МКО, МосгорСЮТур. ГСК.

В связи с вышеизложенным, мы предлагаем руководителям секций и кружков туристско-краеведческой направленности школ и учреждений дополнительного образования, участникам Первенства Москвы по туризму среди школьников, всем заинтересованным общественным организациям принять участие в общественном движении, содержание которого сосредоточено на возвращении смысла, статуса и актуальности краеведческих исследований со школьниками в процессе туристско-краеведческой деятельности. Для этого, как нам представляется, необходимо:

1. Начать силами туристских и экскурсионных групп, чьи путешествия проходят в районах, имеющих познавательный интерес, формирование общедоступной краеведческой Базы данных о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах Московской области, России и даже зарубежных стран, с целью широкого использования их в работе с детьми. Содержание краеведческой информации должно быть направлено на возможность ее применения в организации новых путешествий в указанный район, то есть стать логичным дополнением технического описания маршрута, придерживаясь принципов, выработанных туристской и педагогической практикой*.

2. Составить и педагогически обосновать Свод конкретных краеведческих исследовательских навыков, которыми может овладеть подросток в туристическом походе, путешествии, экскурсии, экспедиции, в том числе как участник Первенства Москвы по туризму среди школьников.

3. Понимая, что без руководителя, наставника, учителя - без всех тех, кто работает с детьми и молодежью, настоящее краеведение немыслимо, мы предлагаем педагогам стать участниками общественного методического совета, с тем чтобы предложенные материалы могли быть использованы в совместном издании, с указанием взрослых, а также юных авторов и учреждений, их командировавших, или использовании в возможном обсуждении материалов на тематических краеведческих конференциях.

 

    Общедоступная краеведческая База данных
    о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах
    для возможного использования их в работе с детьми

    Примерная тематика комплексных описаний

  1. локальных природно-экологических объектов;
  2. обустроенных туристских стоянок как рекреационных объектов;
  3. населенных пунктов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
  4. промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
  5. транспортных узлов, плотин или иных антропогенных объектов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
  6. этнографии, топонимики, промыслов и других культурологических особенностей территорий, представляющих спортивный, экскурсионный или краеведческий интерес;
  7. исторических памятников, и события связанные с данным местом;
  8. архитектурных памятников и исторические события связанные с данным местом

Свод краеведческих исследовательских навыков,
необходимых в путешествии, экскурсии, экспедиции.

Примерное содержание.

  1. Определение расстояний, высоты, угла склона и т.п. на местности, реальные способы ориентирования по местным признакам;
  2. Тропа как элемент природы; (изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми), направление и характер следов человека; троп, просек, следы гужевого и автомобильного транспорта; с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.
  3. Возраст и состояние древостоя, подрост, подлесок сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи, с целью возможности установки обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса и т.п.
  4. Возраст и состояние травостоя, < b>грибы, ягоды, съедобные дикорастущие растения, сравнительные возможности для организации укрытия, возможность прогноза погоды, приготовления пищи, с целью возможности безопасной установки туристского лагеря на данном участке леса и т.п. ;
  5. Беспозвоночные животные (водные и наземные) способы предотвращение укусов, репелленты, возможность прогноза погоды, возможность использования для рыбной ловли, охоты, промыслов или других способов добычи еды и т. д.;
  6. Рыба в водоемах (снасти, виды рыб, правила), возможность прогноза погоды, возможность рыбной ловли, промыслов и т.п.
  7. Животные в природе и следы их жизнедеятельности как элемента биогеоценоза, способы предотвращение укусов, возможность прогноза погоды, возможность использования для рыбной ловли, охоты, промыслов и т.п.
  8. Горные породы, виды их залегании, типы грунта (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), почвы, их связь с характером растительности и сельскохозяйственных посевов и т.п., влияние на безопасность переходов и устройство стоянок;
  9. Получение информации и умение действовать в условиях похода ночью (ориентирование, установка лагеря, организация привала), определять стороны света по звездам и луне;
  10. Определение температуры воды и воздуха, силы ветра, типов облаков, и знание местных признаков состояния погоды с целью метеорологического прогноза.
  11. Определение скорости течения и глубины реки для поиска безопасных мест забора воды, переправы вброд; строение речной долины, типы болот, влияние гидрологических элементов местности на безопасность переходов и стоянок;
  12. Возможные источники питьевой воды, правильное использование родников, колодцев и т. п.; в условиях похода, способы проверки и очистки воды для безопасного ее использования;
  13. Определение основных типов сельских зданий (дом, усадьба, ферма, храм, санаторий, транспортный узел, магазин, почта и т.п.) и основных форм собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков для возможности получения информации или помощи, с целью безопасного проведения похода;
  14. Определение основных типов транспортных магистралей (шоссе, ж/дороги, трубопроводы, каналы и т.п.), транспортные узлы, виды транспорта, поведение на транспорте, около магистралей с целью безопасного проведения похода;
  15. Определение характера сельскохозяйственных посевов, правила и возможности их преодоления.
  16. Происхождение местных названий географических объектов (поселки, реки, урочища, мосты и т.п.) умение разговаривать с жителями той местности, где проходит путешествие, стиль общения, обращение к людям разного возраста, к местным и приезжим, деревенским или дачникам, их профессиональная принадлежность с целью получения информации для безопасного проведения похода;
  17. Определение и элементарная классификация использования изделий ручной работы (народных промыслов), мест, потенциально интересных для археологических исследований, находок, правильное составление справки о них в заинтересованные организации с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте в туристском походе.
  18. Определение мест потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, близость сельскохозяйственных работ, производства, агрессивное поведение местных жителей и т.п.), опасности мест вблизи военных объектов, в местах боев, при обнаружении боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.


3. ЧЕЛОВЕК.

По своей организации туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным вариантам ее использования, связывающим задачи обучения с задачей стимулирования саморазвития личности, обеспечивая занятость значительного числа детей в свободное от учебы время, то есть при относительно небольшом расходе государственных средств, охватывает большое число школьников социально-позитивной деятельностью, осуществляя воспитание здорового образа жизни и культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры.

Известно, что в ходе туристско-краеведческой деятельности взаимоотношения педагога и ребенка оказываются в совершенно особых условиях путешествия или экспедиции, когда, при сохранении познавательной активности, участники педагогического процесса выступают как элементы сложнейших общественных отношений, включающих социальные, производственные, экономические и ролевые отношения, которые, установившись, сохраняются порою многие десятилетия спустя, создавая известные туристские "династии" с именем своего основателя. Например, к основателям таких династий относятся известные в Москве педагоги и туристы-краеведы М.И. Крайман, Г.А. Генженцев, В.П. Розов, А.А. Остапец, В.В. Титов, В.В. Ярошенко, И.Ф. Попов, В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн, Ю.С. Константинов и ряд других. Желая подчеркнуть и закрепить эту традиционную для туристско-краеведческой деятельности систему взаимодействия поколений, Программа "Вековые кольца России" предполагает рассмотреть два направления в разделе "Человек":

  1. Воспитанник
  2. Педагог

Подпрограмма "Воспитанник"

В соответствии с законом "Об образовании" содержание образования должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, обеспечить укрепление и совершенствование правового государства, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции в национальную и мировую культуру, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Комплексному решению этих задач способствует прежде всего постоянное и широкое использование краеведческого принципа в обучении, а также принципов посильности и доступности, что в контексте программы "Вековые кольца России" предполагает приоритетное развитие следующих направлений методической и исследовательской работы:

  • отработка содержания краеведческих знаний в соответствии с содержанием типового базисного плана и ступенями обучения;
  • исследование возможности активного использования форм и средств туристско-краеведческой деятельности в образовательных программах дошкольного (семейного), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, в том числе и специального ( коррекционного) обучения, в профессиональном и дополнительном образовании.
  • исследования возможности и особенностей возрастной физиологии и психологии детей в разном возрасте, вплоть до предельного возраста очной формы обучения - восемнадцати лет для широкого внедрения в физкультурно-оздоровительную практику и курс ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) форм и средств туристско-краеведческой деятельности.

(Программа "Ориентир" по особому плану)

Подпрограмма "Воспитанник"

Примерная тематика работ.

Содержание работы. Мероприятия.

Участники Сроки Исполнители
  • Отработка содержания краеведческих знаний и рекомендаций для включения их в образовательные программы.
  • Школы, Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК 1998-1999 Мосгор СЮТур,
  • Выработка единства научно-методических принципов краеведческой и туристско-краеведческой работы в обучении и воспитании детей.
  • Школы, Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК 1998-1999 Мосгор СЮТур,
  • Сотрудничество с организациями проводящими краеведческую работу с детьми по координации деятельности и создании совместных программ (Музейная деятельность, выставки и экспозиции).
  • Школы, Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК 1998-1999 Мосгор СЮТур
  • Исследование возможности использования форм и средств туристско-краеведческой деятельности в образовательных программах
  • Школы, Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК 1998-1999 Мосгор СЮТур
  • Исследования возможности и особенностей возрастной физиологии и психологии детей для оздоровления и физической подготовки средствами туристско-краеведческой деятельности (Программа "Ориентир")
  • Школы, Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК 1998-1999 Мосгор СЮТур,
  • Создание Комплекса сертификатов (значков и удостоверений) отмечающих успехи юных путешественников в процессе туристско-краеведческой деятельности>*** , участие в Первенстве по туризму, в краеведческих акциях и др.
  • Школы, Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК 1998-1999 Мосгор СЮТур МКО
  • Мероприятия по широкому использованию экскурсионной деятельности непрофильных кружков и секций, через творческий конкурс-смотр отчетов юных путешественников об экскурсиях по России и зарубежным странам
  • Школы, Центры Досуга и ТЭКР, АДЮТК 1998-1999 Мосгор СЮТур, МКО

    Подпрограмма "Педагог"

    Главное, что предусматривает подпрограмма "Педагог" - создание условий для моральной перспективы работы учителя и педагога дополнительного образования, занимающегося туристско-краеведческой деятельностью.>** Моральная перспектива состоит в том, чтобы любой творческий вклад педагога, в дело образования и воспитания детей, в авторитет своего учреждения, в авторитет того дела, которому он считает себя призванным, в рамках прямых должностных обязанностей и за их рамками - должен быть оценен как подвиг - от глагола подвигнуть - значение и вес которого будет адекватно оценен и не может быть забыт детьми, коллегами и руководством, и значение его не убывает со временем, откладываясь в личный профессиональный творческий актив учителя и педагога, наоборот, каждый подобный шаг есть накопление "подвигов" педагога, обеспечивая рост его авторитета.

    Конечно, реально встает вопрос о том, как и кому оценивать калибр педагогического "духовного акта" в труде учителя, воспитателя? В дополнительном образовании роль оценки педагога, ориентированного на развитие туристско-краеведческой деятельности, особенно возрастает. В отличие от педагогической деятельности преподавателя в школе, где существуют определенные нормы и стандарты, деятельность педагога-внешкольника, педагога-краеведа, педагога-туриста не поддается жесткой регламентации, и ее успех в решающей степени зависит от его мотивированности на активное участие в избранной деятельности. И оценка его труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать формированию и поддержанию такой мотивации, либо, наоборот, будет влиять на нее негативно. Как показывает опыт, при довольно скромном вознаграждении за труды в системе дополнительного образования, поведение педагога существенно зависит от того, насколько объективно оценивается его работа и как он относится к этой оценке. Если человек воспринимает оценку как несправедливую, неадекватную вложенному труду, то он либо ведет себя пассивно, стремясь уменьшить прикладываемые усилия до уровня, соответствующего оценке, либо проявляет агрессивность, вступая в конфликт, вплоть до смены сферы деятельности.

    Решать указанные вопросы можно. Для этого необходимо создать продуманную систему стимулов и поощрений, через проведение профессиональных конкурсов и смотров, вести постоянный анализ текущей работы и уровня квалификации педагога, публиковать созданные им методические работы, описания маршрутов и т.п.

    Подпрограмма "Педагог"

    примерная тематика

    Содержание работы. Мероприятия.

    Участники Сроки Исполнители
    1. Картотека туристских кадров.

    Система сбора информации о работе педагога на уровне школы, округа, города;

    Школы, Центры Досуга и ТЭКР, МосгорСЮТур. 1998-1999 МосгорСЮТур,
    2. Включить в систему аттестации педагогических кадров порядок представления информации о всех достижениях педагога для "аттестационной папки". Школы, Центры Досуга и ТЭКР, МосгорСЮТур. 1998-1999 МосгорСЮТур,
    3.Подпрограмма "Кадры"на всех уровнях.

    Создание моральных стимулов активизации работы педагога.

    Школы, Центры Досуга и ТЭКР, МосгорСЮТур. 1998-1999 МосгорСЮТур
    4. Система информации о педагогических кадрах.

    Информационные сведения.

    Школы, Центры Досуга и ТЭКР, МосгорСЮТур. 1998-1999 МосгорСЮТур

    В Информацию о педагогических кадрах могут быть
    включены следующие сведения

    • ФИО, образование, специальность, стаж, место работы;
    • Педагогическая квалификация;
    • Наличие спортивного разряда;
    • Участие в Первенстве Москвы по туризму среди школьников;
    • Победы и призовые места в Первенстве Москвы по туризму среди школьников;
    • Участие в городских конкурсах;
    • Победы и призовые места городских конкурсов;
    • Участие в многодневных категорийных походах;
    • Отчеты о многодневных категорийных походах, сданные в библиотеку;
    • Повышение педагогической и спортивной квалификации;
    • Участие в подготовке туристских кадров;
    • Судейская категория;
    • Участие в судействе городских мероприятий;
    • Печатные работы по туристско-краеведческой работе;
    • Разработка авторских программ;
    • Руководство деятельностью туристско-краеведческих клубов, школ, объединений;
    • Педагог через деятельность его воспитанников;
    • Грамоты, награды различного уровня
    • Информация о правовых, спортивных или этических нарушениях.


    ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ.

    В последние годы в организации дополнительного образования в Москве обозначилась тенденция к дублированию рядом учреждений направлений и форм работы с учащимися, что вносит некоторые сложности в организационно-методическую, структурную и кадровую работу. Нехватка средств, просчеты в организационно-методической работе привели к тому, что авторитет туристско-краевед-ческой деятельности стал заметно ниже своего потенциала. При этом каждое из учреждений -в той или иной степени зарекомендовало себя как дееспособная единица в структуре внешкольный работы Москвы, однако в методическом и в учебном направлениях для их полноценной работы, разработки реальной перспективы деятельности, а не только решению вопросов сегодняшнего дня не хватает объединяющей идеи.

    Осмысление деятельности учреждений Дополнительного образования в обозначенном направлении за последние годы, и в период подготовки празднования 850-летия Москвы позволило подвести некоторые итоги:

    • за многие годы сложившийся в Москве коллектив энтузиастов внешкольной работы в самом широком спектре направлений, в том числе и в туристско-краеведческой работе с детьми остается вполне работоспособным, верным избранному виду деятельности;
    • сложился уникальная форма совместной деятельности коллектива педагогов-туристов и туристов-общественников вокруг МКК МосгорСЮТур;
    • успешное проведение в течение многих лет Первенства Москвы по туризму среди школьников позволила сохранить координирующую роль МосгорСЮТур в организационно-методической работе туристской и туристско-краеведческой деятельности педагогов Москвы;
    • комплексная Программа школьного краеведения "Восхождение к истокам", органично вошедшая в программу МКО "Я - москвич", успешное проведение в течение 9 лет концептуально нового слета юных краеведов "По следам русских землепроходцев" фактически преодолело дублирование деятельности МГДТДиЮ и МосгорСЮТур, как головных организаций Москвы в туристско-краеведческой работе;
    • серия краеведческих программ, музейная работа в учреждениях образования, движение "Поиск", движение Российских скаутов и ряд других близких по направлению программ способствует структурированности этой сложной деятельности;
    • сложилась система окружных Центров ТЭКР, функционирует ряд окружных МКК, продолжается деятельность педагогического актива учителей школ и учреждений дополнительного образования Москвы, преданных туристской и краеведческой работе;

    Все это позволяет констатировать, что МосгорСЮТур> фактически остается координатором школьного туризма в Москве, то есть центром именно туристско-краеведческой работы со школьниками для школ и учреждений дополнительного образования Москвы, работающих в рамках многочисленных программ в системе общего и дополнительного образования. Необходимо отметить также координирующую роль МосгорСЮТур в работе с ЦДЭТС, с другими региональными организациями так или иначе использующих краеведческий принцип в своей деятельности.

    Указанные выше обстоятельства и позволяют Программе "Вековые кольца России" стать основой для единства туристско-краеведческой деятельности в образовательном пространстве Москвы, быть реализованной силами МосгорСЮТур (Слесарева Л.П.), при поддержке Управления общего и дополнительного образования Московского комитета образования (Голованов В.П.), научной и идейной поддержке Московской Академии детско-юношеского туризма и краеведения (Остапец А.А.).

    В заключении необходимо отметить, что условия реализации Программы "Вековые кольца России" через ряд подпрограмм требуют более детальной проработки, но концептуально достаточно определенно обозначены в настоящем документе. Особенного внимания, возможно, потребуют направление "Человек", (программы "Ориентир" и "Кадры").

     



    ФИНАНСИРОВАНИЕ
    Перечень мероприятий программы
    "Вековые кольца России"
    требующих финансирования
    для обеспечения хода целевых подпрограмм

    Мероприятия.

    1. Подпрограмма "Время путешествовать"

    • Московский территориальный краеведческий Смотр - Конкурс >"Школа - Микрорайон"
    Приз "Время путешествовать" Программы "Вековые кольца России" для коллективов Школ, Районов, Округов
    Почетный Знак "Московские кольца" среди УДО

    2. Подпрограмма "Московские кольца"

    • Постоянная работа Главной судейской коллегии Первенства по туризму среди школьников.

    • Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся "Московские кольца"
      В - Москва - Московская область.
      Б - Москва - Московская область - Россия.
      А - Москва - Россия - планета Земля

    • Постоянная работа Главной судейской коллегии Первенства по туризму среди школьников.

    • Смотр-форум среди школ, учреждений дополнительного образования и детско-юношеских общественных организаций Москвы Опыт путешествия в природу "Золотые Московские кольца",

    3. Подпрограмма"Воспитанник"

    • Программа "Ориентир"
    • Комплекс сертификатов для юных путешественников.
    • Конкурс-Смотр краеведческих отчетов юных путешественников
    1. 4. Подпрограмма "Педагог"

    • Программа "Кадры"
    • Создание картотеки туристских кадров
    • Экспозиция история Детско-юношеского туризма в Москве. Ветераны детско-юношеского туризма.

     

    Домой   Назад


    Hosted by uCoz