Домой   Назад

Краеведческие программы и методические разработки.

"ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОКАМ"

МГДДЮТ. 1993

ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОКАМ

1. ПО СЛЕДАМ РУССКИХ ЗЕМЛЕПРОХОДЦЕВ

Вот уже несколько лет в конце мая на реке Каширка, известной у туристов-водников своим паводком, МГДТДиЮ проводит для московских школьников игру-путешествие по "неисследованной" местности "По следам русских землепроходцев". И мне, как автору идеи игры-путешествия, как главному судье, инициатору в подборе судей, педагогов и команд, хочется рассказать о нашем празднике краеведения.

В первый день, сразу после размещения на поляне, проводятся занятия-консультации для участников, встречи с судьями и т.д. А уже на другой день ребята отправляются в комплексную экспедицию с задачей провести физико-географические и этнографические исследование на маршруте. Ребята идут самостоятельно, без руководителя, но с командиром, помогает им карта, составленная по "описаниям местных жителей" и программа исследований, выданная командам задолго до слета. А еще компас, медицинская аптечка, блокноты и карандаши, сухой паек, накидка от дождя, а главное - уверенность в успехе.

Если убрать кое-где кавычки, то ребятам приходится форсировать реки, организовывать переправы через глубокие овраги, преодолевать таежные завалы, посещать старинные города и села, а значит, описывать незнакомые памятники и строения, знакомиться с местными жителями, их промыслами, бытом. Охотиться на диких зверей и удить рыбу, не забывая установленные правила рыбной ловли и охоты, выживать в экстремальных условиях, то есть устраивать сносный отдых и питание, не пользуясь "благами цивилизации", строить плавсредства из подручных материалов. Встречая в глухих поселениях крестьян, ребятам приходилось описывать их костюмы, обряды, а значит, им понадобилось умение вести беседу, разговорить собеседника, умение помочь самому или спросить помощи, например, переправить через реку на лодке. Ребята вели глазомерную съемку, изучали геологические обнажения, описывали травостой, древостой, следы их жизнедеятельности. Проводили метеонаблюдения настоящими приборами, вели гидрологические исследования и геоморфологическое описание речной долины. Понадобилось ребятам и умение оказать помощь средствами народной медицины.

Не всем, но некоторым посчастливилось принять участие в гадании на Троицу, в соколиной охоте, в поиске и изучении реликтовых орхидей, способных стать украшением любой ботанической экспедиции.

А после путешествия, как и полагается настоящим исследователям. обработка материалов, привезенных с поля, то есть камеральная работа.Отрывок из отчета : "На этом КП мы встретили "бабушек". Мы поздравили их с праздником Троицы. Они нам рассказали о нем... У них были очень красивые наряды, расшитые блузки. На них были бусы, кольца и серьги. Они подарили нам большой красивый венок из одуванчиков. Нас очень удивило, что они "окали". Как чего ни скажут, то "о": хорошо, чойку, чъой-то. "

Насыщенность программы диктуется сложностью реальной экспедиционной деятельности и желанием организаторов игры-путешествия дать ребятам более широкий взгляд на мир. А методы исследования представить, в традиции универсальности, всесторонности исследователя. От Паганаля из романа Жюль-Верна, до реальных Георга Стеллера, В.К. Арсеньева, В.А. Обручева и других. Дать ребятам попробовать органично сочетать себя, свой быт с природой, научить их замечать необычное, новое в повседневности, замечать географические закономерности и феномены, сочетая при этом игру с применением знаний, полученных в школе, на занятиях краеведческих кружков. Разумеется, все это происходит при незримом присутствии педагогов, которые в роли консультантов, "местных жителей" или посредников, ведут юных первопроходцев от испытания к испытанию, от азов на более высокие ступени исследовательской работы. Мнение и детей и руководителей единодушно: интересно, полезно, поучительно, а главное - необычно, потому что это не контрольно-туристский маршрут на туристских школьных слетах, не урок на местности, которому не удается избавиться от аудиторной сухости. Это путешествие-исследование с элементами игры и обучения. Это урок самостоятельности, урок сочетания себя с природой родного края как единого, неразрывного.

Отрывок из отчета: "На нашей площадке находились березы двух видов: пушистая и бородавчатая, осины, рябины, маленький дубок. Также находились тенелюбивые растения... На деревьях видны следы плохой деятельности человека, снятая кора с березы, прогнивший пень дуба, в стволе березы есть прорубка топором. Так поступают только плохие люди, а мы, люди любящие природу, должны защищать ее..." Это описание далеко от идеальных требований, но здесь чувствуется отношение ребенка к проблеме.

Возможно, это покажется поверхностным. Но это первый опыт и, возможно, единственный способ познакомиться ребятам со смежными географическими дисциплинами в прикладном смысле. Этнографы знакомятся с методами исследований естественных дисциплин, естественники - с методами искусствоведческих, фольклорных и др.

Это поможет и руководителям групп-участников путешествия для корректирования своих программ с конечной целью более комплексного подхода к воспитательным и учебным задачам своих занятий и уроков.

В основу осуществления игры-путешествия был положен краеведческий принцип с упором на прикладную географию в отношении природы, и этнографию в отношении человека.

Собственно, экспедиция называлась краеведческим маршрутом и включала условно три блока:

1. Краеведческие викторины: археологическая, историческая, архитектурная, литературная, географическая, туристская, "народные промыслы", "народная медицина", энтомологическая.

2. Краеведческие исследования на маршруте:

3. Спортивное обеспечение маршрута:

Длинна краеведческого маршрута 3 км. Оптимальное время пребывания в экспедиции 6 - 7 часов. (это с привалами и перекусами).

Каждый из почти 30 элементов краеведческого маршрута оценивался в 10 баллов. Подведение итогов проводилось по сумме баллов, набранных экспедиционной командой на маршруте, что уравнивало шансы сильных в узкой специализации команд с командами, отличающимися универсальностью. Награждение победителей проходило по трем видам краеведческого маршрута и Домашнему заданию - развернутой визитной карточки краеведческой работы ( до 50 баллов). Главный приз доставался команде, набравшей наибольшее количество баллов по всем видам игры-путешествия.Наибольшей трудностью представляется поиск специалистов, способных квалифицированно, с учетом возраста участников (7-8 класс), пониманием игровой специфики провести свой этап. При проведении викторин, организации исследований и спортивно-прикладных этапов посредникам было предложено работать с детьми условно в трех уровнях:

первый - на общее представление,

второй - на знание в рамках школьного курса,

третий - на знание специфических особенностей темы.

Разработка вопросов и заданий велась в направлении не столько проверки конкретных знаний, сколько на умении видеть и решать проблему, по возможности на овладение методом исследовательского анализа фактов.

Важным этапом подготовки к краеведческому маршруту являлась консультация и знакомство ребят с руководством, упоминаемых вначале

Консультации, проводимые и до слета (по специальному графику), и на поляне нацеливали ребят на самостоятельность в работе, помогали снимать робость перед объемом и разнообразием программы-игры - путешествие. Не только умение работать с приборами и необходимые знания для успешного выполнения заданий приобретали ребята на консультациях, но и общение с увлеченными своим делом людьми. Это общение не прекращалось в течение всех дней слета, что на наш взгляд немаловажно.

Распространенный ныне экологический подход в подобных мероприятиях нам представляется, как природоохранная география в общественно-полезной деятельности участников игры-путешествия, что позволило обобщить собранный материал, используя его в работе юношеского научно-технического общества (ЮНТО), конференции которых систематически проходят в МГДТДиЮ.

2. ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОКАМ

Не секрет, что вся деятельность педагогов, в том числе и краеведческая, многие десятилетия в нашей стране ориентировалась, главным образом, на идеологию "победившего социализма", что вносило такие ограничения в нашу жизнь и работу, которые не позволяли в полной мере раскрыться душевному и интеллектуальному потенциалу учителей. А ведь издавна российское учительство считало своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции народной жизни. Однако на сегодняшний день активная гражданская позиция учительства ослаблена из-за своей невостребованности.

Изучение истории и культуры России замыкалось на последних семидесяти годах. Сведения представлялись в строго дозированном объеме, под выверенном углом зрения. Реальная жизнь людей, истинные события до 1917 года, да и после него иногда искажались не только в учебниках школ, вузов, но и в серьезных научных исследованиях советских ученых. Запрет на источники тех или иных свидетельств, мнений, опыта привел к информационному провалу, к разрыву традиций, к почти полной утере культурной, исторической связи прошлого России с ее сегодняшней жизнью.

И все-таки учителя не оставляли попыток реализовать себя как граждан великой страны, не позволили исчезнуть школьному краеведению из жизни нашего общества. Возможно, немногие знают, а ведь после "золотого десятилетия" советского краеведения и его страшного завершения в 1929-1930 гг. с расстрелами и лагерями, пропагандистским "осуждением" - именно школьное краеведение на плечах преданных своему делу учителей и их воспитанников вынесло и сохранило глубокий интерес к своей земле, к своему народу.

Знаменитая экспедиция пионеров и школьников "Моя Родина - СССР", несмотря на свои кукольные атрибуты с псевдодетской терминологией, несмотря на свою структурную непроходимость и бюрократическую иерархию, внесло свой вклад в сохранение краеведения, пусть далекого от краеведческой науки, но с высоким нравственным и духовным зарядом. Создание школьных краеведческих музеев, краеведческих экспозиций, стендов, попытки в подвигах труда и воинской доблести своих земляков найти крупицы духовного опыта жизни России - внесли незаменимый вклад в становление и сегодняшний подъем интереса к краеведческим знаниям.

Программа "Восхождение к истокам" - попытка вернуть педагогу, человеку, работающему с детьми, высокую заинтересованность в краеведческих исследованиях с использованием современных методик, в действенной пропаганде успехов школьного краеведения с точки зрения ее содержания и педагогического значения.

Программа составлена, исходя из комплексного характера краеведческих исследований, и желания восстановить утраченные связи с дореволюционным прошлым России, заложить основу реалистичного подхода к истории Советского периода. Направления Программы соответственно были подразделены на темы:

 

Природное краеведение

Экономическое краеведение

Историко-культурное краеведение

В осуществлении Программы отказ от лозунгов типа: "Юные патриоты! Пройдем дорогами Славы отцов!" - принципиален. Понятно, что краеведческие знания обращены к молодежи, но приобретение их без наставника, без Учителя с большой буквы - немыслимо. Именно это вынудило нас обратиться напрямую к тем, кто способен сам пройти дорогами отцов и возглавить юных в подобных походах. Мы обращаемся к тем, кто идет в библиотеки, военкоматы, исполкомы, встречается сам и организует встречи с участниками, свидетелями событий нашей истории. Под руинами церквей, на чердаках, в домашних архивах ветеранов и их семей находит и спасает от гибели документы и фотографии, произведения, знаки духовной культуры своего народа.

Наша программа обращена к педагогу, учителю, студенту педагогического вуза, ко всем тем, кто работает с детьми, молодежью. Мы обращаемся и к юным умам - школьникам, интересующимся краеведением.

Программа предоставляет равные возможности для индивидуальных исследований и коллективных, с участием школьников или для школьников в процессе учебно-воспитательной работы, собирающим материалы в экспедиции, в каникулы или по вечерам в библиотеках, с целью обобщения известных фактов или в поисках новых, неожиданных явлений нашей жизни.

Единственное условие - наличие двух аспектов: научного, краеведческого и педагогического. Это условие определяет наличие двух уровней конкурса:

- первого, где работы оцениваются по трем направлениям Программы (природа, экономика, история) с точки зрения уровня и реального вклада в краеведческую науку, краеведческие знания;

- второго, где лучшие по направлениям материалы сравниваются между собой, и при анализе оценивается, главным образом, учебно-педагогическое значение работы, участие детей в ходе ее исполнения

А как же романтика дальних походов, встреч рассветов с вожатым, слеты и праздники юных путешественников? Где тайна, загадка? Где-то, что сопровождает детство? Но кто же отказывается от игры в благородных мушкетеров и мужественных следопытов, отчаянных робинзонов и справедливых тимуровцев? Рядом с талантливым педагогом всегда есть место романтике с ее символами и традициями, которые вовсе не обязательно распространять на всю страну. Лишь бы не забыть о главном: о памяти народной, о своей земле, о своем крае, лишь бы не останавливаться на пути восхождения к истокам.

 


Hosted by uCoz