Краеведческие программы и методические разработки. |
"ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОКАМ" МГДДЮТ. 1993 |
ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОКАМ
1. ПО СЛЕДАМ РУССКИХ ЗЕМЛЕПРОХОДЦЕВ
Вот уже несколько лет в конце мая на реке Каширка, известной у туристов-водников своим паводком, МГДТДиЮ проводит для московских школьников игру-путешествие по "неисследованной" местности "По следам русских землепроходцев". И мне, как автору идеи игры-путешествия, как главному судье, инициатору в подборе судей, педагогов и команд, хочется рассказать о нашем празднике краеведения. В первый день, сразу после размещения на поляне, проводятся занятия-консультации для участников, встречи с судьями и т.д. А уже на другой день ребята отправляются в комплексную экспедицию с задачей провести физико-географические и этнографические исследование на маршруте. Ребята идут самостоятельно, без руководителя, но с командиром, помогает им карта, составленная по "описаниям местных жителей" и программа исследований, выданная командам задолго до слета. А еще компас, медицинская аптечка, блокноты и карандаши, сухой паек, накидка от дождя, а главное - уверенность в успехе. Если убрать кое-где кавычки, то ребятам приходится форсировать реки, организовывать переправы через глубокие овраги, преодолевать таежные завалы, посещать старинные города и села, а значит, описывать незнакомые памятники и строения, знакомиться с местными жителями, их промыслами, бытом. Охотиться на диких зверей и удить рыбу, не забывая установленные правила рыбной ловли и охоты, выживать в экстремальных условиях, то есть устраивать сносный отдых и питание, не пользуясь "благами цивилизации", строить плавсредства из подручных материалов. Встречая в глухих поселениях крестьян, ребятам приходилось описывать их костюмы, обряды, а значит, им понадобилось умение вести беседу, разговорить собеседника, умение помочь самому или спросить помощи, например, переправить через реку на лодке. Ребята вели глазомерную съемку, изучали геологические обнажения, описывали травостой, древостой, следы их жизнедеятельности. Проводили метеонаблюдения настоящими приборами, вели гидрологические исследования и геоморфологическое описание речной долины. Понадобилось ребятам и умение оказать помощь средствами народной медицины. Не всем, но некоторым посчастливилось принять участие в гадании на Троицу, в соколиной охоте, в поиске и изучении реликтовых орхидей, способных стать украшением любой ботанической экспедиции. А после путешествия, как и полагается настоящим исследователям. обработка материалов, привезенных с поля, то есть камеральная работа.Отрывок из отчета : "На этом КП мы встретили "бабушек". Мы поздравили их с праздником Троицы. Они нам рассказали о нем... У них были очень красивые наряды, расшитые блузки. На них были бусы, кольца и серьги. Они подарили нам большой красивый венок из одуванчиков. Нас очень удивило, что они "окали". Как чего ни скажут, то "о": хорошо, чойку, чъой-то. " Насыщенность программы диктуется сложностью реальной экспедиционной деятельности и желанием организаторов игры-путешествия дать ребятам более широкий взгляд на мир. А методы исследования представить, в традиции универсальности, всесторонности исследователя. От Паганаля из романа Жюль-Верна, до реальных Георга Стеллера, В.К. Арсеньева, В.А. Обручева и других. Дать ребятам попробовать органично сочетать себя, свой быт с природой, научить их замечать необычное, новое в повседневности, замечать географические закономерности и феномены, сочетая при этом игру с применением знаний, полученных в школе, на занятиях краеведческих кружков. Разумеется, все это происходит при незримом присутствии педагогов, которые в роли консультантов, "местных жителей" или посредников, ведут юных первопроходцев от испытания к испытанию, от азов на более высокие ступени исследовательской работы. Мнение и детей и руководителей единодушно: интересно, полезно, поучительно, а главное - необычно, потому что это не контрольно-туристский маршрут на туристских школьных слетах, не урок на местности, которому не удается избавиться от аудиторной сухости. Это путешествие-исследование с элементами игры и обучения. Это урок самостоятельности, урок сочетания себя с природой родного края как единого, неразрывного. Отрывок из отчета: "На нашей площадке находились березы двух видов: пушистая и бородавчатая, осины, рябины, маленький дубок. Также находились тенелюбивые растения... На деревьях видны следы плохой деятельности человека, снятая кора с березы, прогнивший пень дуба, в стволе березы есть прорубка топором. Так поступают только плохие люди, а мы, люди любящие природу, должны защищать ее..." Это описание далеко от идеальных требований, но здесь чувствуется отношение ребенка к проблеме. Возможно, это покажется поверхностным. Но это первый опыт и, возможно, единственный способ познакомиться ребятам со смежными географическими дисциплинами в прикладном смысле. Этнографы знакомятся с методами исследований естественных дисциплин, естественники - с методами искусствоведческих, фольклорных и др. Это поможет и руководителям групп-участников путешествия для корректирования своих программ с конечной целью более комплексного подхода к воспитательным и учебным задачам своих занятий и уроков. В основу осуществления игры-путешествия был положен краеведческий принцип с упором на прикладную географию в отношении природы, и этнографию в отношении человека. Собственно, экспедиция называлась краеведческим маршрутом и включала условно три блока: 1. Краеведческие викторины: археологическая, историческая, архитектурная, литературная, географическая, туристская, "народные промыслы", "народная медицина", энтомологическая. 2. Краеведческие исследования на маршруте:2. ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОКАМ
Не секрет, что вся деятельность педагогов, в том числе и краеведческая, многие десятилетия в нашей стране ориентировалась, главным образом, на идеологию "победившего социализма", что вносило такие ограничения в нашу жизнь и работу, которые не позволяли в полной мере раскрыться душевному и интеллектуальному потенциалу учителей. А ведь издавна российское учительство считало своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции народной жизни. Однако на сегодняшний день активная гражданская позиция учительства ослаблена из-за своей невостребованности. Изучение истории и культуры России замыкалось на последних семидесяти годах. Сведения представлялись в строго дозированном объеме, под выверенном углом зрения. Реальная жизнь людей, истинные события до 1917 года, да и после него иногда искажались не только в учебниках школ, вузов, но и в серьезных научных исследованиях советских ученых. Запрет на источники тех или иных свидетельств, мнений, опыта привел к информационному провалу, к разрыву традиций, к почти полной утере культурной, исторической связи прошлого России с ее сегодняшней жизнью. И все-таки учителя не оставляли попыток реализовать себя как граждан великой страны, не позволили исчезнуть школьному краеведению из жизни нашего общества. Возможно, немногие знают, а ведь после "золотого десятилетия" советского краеведения и его страшного завершения в 1929-1930 гг. с расстрелами и лагерями, пропагандистским "осуждением" - именно школьное краеведение на плечах преданных своему делу учителей и их воспитанников вынесло и сохранило глубокий интерес к своей земле, к своему народу. Знаменитая экспедиция пионеров и школьников "Моя Родина - СССР", несмотря на свои кукольные атрибуты с псевдодетской терминологией, несмотря на свою структурную непроходимость и бюрократическую иерархию, внесло свой вклад в сохранение краеведения, пусть далекого от краеведческой науки, но с высоким нравственным и духовным зарядом. Создание школьных краеведческих музеев, краеведческих экспозиций, стендов, попытки в подвигах труда и воинской доблести своих земляков найти крупицы духовного опыта жизни России - внесли незаменимый вклад в становление и сегодняшний подъем интереса к краеведческим знаниям. Программа "Восхождение к истокам" - попытка вернуть педагогу, человеку, работающему с детьми, высокую заинтересованность в краеведческих исследованиях с использованием современных методик, в действенной пропаганде успехов школьного краеведения с точки зрения ее содержания и педагогического значения. Программа составлена, исходя из комплексного характера краеведческих исследований, и желания восстановить утраченные связи с дореволюционным прошлым России, заложить основу реалистичного подхода к истории Советского периода. Направления Программы соответственно были подразделены на темы:Природное краеведение
Экономическое краеведение
Историко-культурное краеведение