ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКА ПО УЧЕТУ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОБЛАСТИ,
ЗАСЛУЖИВАЮЩИХ ОХРАНЫ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 8, 9 И 10 ЗАКОНА
“ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ В РСФСР”.
1. Наименование и характер объекта, заслуживающего охраны.
2. Размеры (площадь территории, длина и ширина озера, глубина и высота пещеры, длина участка берега и др.).
3. Адрес объекта (район, сельсовет, лесничество). Дополнительные сведения о местоположении (ориентиры для отыскивания: расстояние от железной дороги ближайших населенных пунктов, реки, озера, оврага и т. д.). Желательно приложить схему расположения объекта.
4. В чьем ведении находится объект (лесхоза, совхоза, колхоза, госземфонда, горсовета).
5. В чем заключается ценность объекта (научная, учебная, историко-мемориальная, туристическая, место отдыха трудящихся, оздоровительная).
6. Значение объекта (местное, например объект учебных экскурсий для местных школ, объект массовок местных предприятий, областное, всероссийское).
7. В каком состоянии находится объект (совсем не поврежден, а если поврежден, то в какой степени, кем или чем: рубка, перевыпас, наводнение, выемки грунта и т. п.).
8. Что необходимо, с вашей точки зрения, для охраны этого объекта.
9. Дополнительные сведения, не вошедшие в перечисленные пункты.
10. Адрес и подпись лица, заполнившего карточку, Дата заполнения.
Карточка составлена Московским филиалом Всесоюзного географического общества СССР.
140
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный план туристско-краеведческой работы школы на год.
Первая четверть
1. Утверждение приказом по школе ответственного лица за туристско-краевёдческую работу и состава штаба или туристско-краеведческого совета школы из учителей и учащихся.
2. Создание туристских секций, кружков, обществ, клубов. Включение в планы предметных кружков вопросов туристско-краеведческой тематики.
3. Составление плана туристско-краеведческой работы на год, его обсуждение и утверждение на педсовете.
4. Проведение однодневных походов на тему “Золотая осень” с целью изучения осенней флоры и фауны, составление гербариев, коллекций насекомых и т. д.
5. Обработка материалов, собранных в летних походах.
6. Составление сметы на год, предусматривающей доходы и расходы средств на туристско-краевёдческую работу. Создание классных трудовых счетов.
7. Инвентаризация туристского снаряжения и экспонатов школьного краеведческого музея или уголка.
8. Подготовка и проведение туристских вечеров по параллельным классам и общешкольного вечера или конференции с.выставкой.
9. Подбор краеведческих тем каждому классу для работы в течение года.
10. Начало систематической работы по сбору экспонатов для школьного краеведческого музея или уголка.
Вторая четверть
1. Разработка и утверждение маршрутов зимних походов.
2. Разработка маршрута летней экспедиции и краеведческого задания для каждого класса. Составление
141
смет. Обсуждение вопроса о походе экспедиции на классном родительском собрании.
3. Приобретение туристского снаряжения и инвентаря.
4
. Подготовка к проведению похода дружбы между школами городов и районов.5. Составление плана экспедиции по школе, его утверждение на совете дружины, комитете" ВЛКСМ и педсовете. Оформление стенда с планом экспедиции.
Третья четверть и зимние каникулы.
1.
Проведение зимних туристских соревнований, однодневных выходов, игр юных следопытов (зимние каникулы).2. Походы дружбы в другие школы, лыжные походы со снегомерной съемкой (зимние каникулы).
3. Подведение итогов по туристско-краеведческой работе за первое полугодие на заседании штаба или туристско-краеведческого совета школы с последующим докладом на педсовете.
4. Создание в школе организаций общества по охране природы (юношеской секции).
5. Обработка материалов, собранных в зимних походах.
6. Начало систематического проведения семинаров-практикумов с учителями-руководителями туристских отрядов (ежемесячно).
7. Занятия со школьниками по овладению туристско-краеведческими навыками—по классам.
8. Составление плана летних мероприятий по школе.
9. Проведение тренировочного похода с учителями.
10. Практические занятия с учащимися на местности.
11. Подготовка к школьному туристскому слету. Создание оргкомитета слета.
Четвертая четверть.
1. Ремонт и изготовление туристского инвентаря и снаряжения.
2. Фенологические походы “Навстречу весне” и тренировочные выходы.
3. Подготовка к выполнению заданий по исследовательской работе во время летних походов.
142
4. Проведение школьного слета.
5. Подготовка сборной команды школы к районному, городскому слету юных туристов.
Летние каникулы.
1. Проведение однодневных походов учащихся начальных классов.
2. Проведение многодневных походов согласно плану экспедиций по школе.
3. Открытие школьного туристского лагеря.
4. Участие в работе туристско-краеведческих секций на августовских совещаниях учителей.
5. Сбор экспонатов, описаний и отчетов для школьного туристско-краеведческого музея.
План напечатан в методических указаниях “В помощь работе с юными туристами” Пермской ОДЭТС. Пермь, 1966.