Методические рекомендации для руководителей и участников

команд, участвующих в виде "Экспедиционный туризм" - 2000 г.

3.1. В ходе заявки в Научно-Методическом Совете (НМС) района экспедиции и темы экспедиционного исследования необходимо учитывать, что при выборе района исследования необходимо использовать принцип "гносеологической спирали" (спирали познания) А.А. Остапца-Свешникова: от простого и ближнего к сложному и дальнему. То есть педагогически недопустимо в систематической работе с детьми планировать изучение, к примеру, Уссурийской тайги, не изучив леса Подмосковье или Центральной России, не проработав в экспедиции хотя бы один из природных комплексов Русской равнины или Урала, не посетив хотя бы один из сложнейших природных комплексов Сибири.

3.2. В определении темы исследования, группа должна исходить из следующих соображений:

Исследование должно иметь практический и социальный смысл, например, использоваться в организации музея, в создании наглядных пособий, поддержки инициатив лесничеств, выполнения заданий национальных парков и заповедников России, государственных музеев, природоохранных и культурных акций общественности.

3.3. На стадии подготовки туристской экспедиции команда должна продумать следующие вопросы, традиционные для научного исследования:

3.4. Эти вопросы должны быть изложены во “Введении” к Отчету об экспедиционном исследовании, а сам материал исследования должен быть изложен в трех частях (главах):

I. Методико-педагогическая часть;

II. Научно-исследовательская часть;

III. Туристское обеспечение экспедиционного маршрута.

Например:

Тема экспедиции "Создание учебных коллекций из минералов Хибинских тундр"

Введение.

Основная часть.

I. Организация изучения минералов силами группой школьников в условиях туристкой экспедиции ( методико-педагогической часть)

II. Свойства и разнообразие минералов Хибинских тундр в создании учебных коллекций кабинета географии (научно-исследовательская часть)

III. Описание маршрута по минералогическим объектам Хибин. (туристское обеспечение экспедиционного маршрута).

Заключение.

Стоит особо подчеркнуть, что, к примеру, изучение минералов какого-либо района, экологический мониторинг территории или, скажем, изучение геофизики региона не могут быть проведены сколько-нибудь серьезно и глубоко в условиях экспедиции школьников, поэтому следует сразу оговориться, что формулируя актуальность, практическую и теоретическую значимость исследования, а тем более научную новизну исследования, хотелось бы направить усилия руководителей в прикладное русло, то есть на использование материалов экспедиции на уроках, в системе дополнительного образования, в спортивных путешествиях, в музейной педагогике, в природоохранной работе и т.п. Это, с одной стороны, поможет разумно ограничить рамки исследования, а с другой стороны, исследовательские задачи, поставленные перед группой, будут актуальны и посильны для экспедиции юных исследователей-туристов.

 

3.5. Методико-педагогическое направление.

В результатах специализированной научной экспедиции заинтересованы, прежде всего, выпускающие организации (НИИ, Министерства и т.п.), финансирующие исследование, но кто может быть заинтересован в исследованиях школьников в тех или иных областях, которые, скорее всего, не могут всерьез конкурировать с исследованиями настоящих специалистов? При этом, конечно, уровень профессионального погружения (профессионализм) в исследованиях приветствуется, но не это определяет исследовательский потенциал экспедиционной группы. Мы считаем, что исследования школьников представляют интерес, за редчайшим исключением, только как педагогическая акция.

Отсюда следует и определение педагогических целей и задач, таких, как овладение конкретными знаниями, умениями и навыками, использование междисциплинарного подхода в овладении знаниями и практическое применение знаний, умений и навыков в ходе исследования.

В ходе исследования педагогу необходимо научить школьников:

Выбор темы, формы и методов исследования должны соответствовать возрасту школьников, уровню их знаний. Нежелательно как занижать, так и завышать уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить работу юных исследователей в “зоне ближайшего развития”; в этом случае в сотрудничестве с педагогом подросток способен наиболее успешно освоить и эффективно использовать новые знания, умения и навыки. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии, соответствовать интересам юных исследователей, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию человека.

Важно построить свою работу таким образом, чтобы участники экспедиции ясно осознавали общественный смысл проводимого исследования, его экономический, культурный и нравственный потенциал. Им надо указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и научных руководителей.

Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно-практических детско-юношеских конференциях. Для этого необходимо научить их правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить школьников к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы.

Начинающий исследователь должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам коллег, уметь сравнивать свое исследование с близкими по теме исследованиями.

Исходя из учебных целей и задач, становятся очевидными и воспитательные задачи, одновременно охватывающие учебное время и досуг в экспедиции. Это такие задачи как: профориентация, оздоровление, формирование навыка жизни в коллективе, готовности отстаивать культурные и природные ценности.

Общественное значение исследований в работе с детьми состоит в накоплении учебно-исследовательских методик в различных сферах знания, то есть в Отчете желательно представить не только методики и результаты исследования, но и методики обучения школьников исследовательским методам, их результативность. Тем самым как исследовательские, так и педагогические приемы и находки станут доступны широкому кругу педагогов, в т.ч. руководителям туристско-спортивных и краеведческих коллективов.

Итоги экспедиции, итоги экспедиционного исследования, в отличие от технического описания в спортивных тур. групп, не должно стать лишь очередным томом в библиотеке МосгорСЮТур. Для этого предполагается подведение итогов участия экспедиционных групп в Первенстве три этапа:

3.6. Научно-исследовательское направление

Не следует путать методико-педагогический аспект экспедиции, направленный на организацию индивидуальной и коллективной деятельности школьников, и методику конкретных научных и учебных исследований, направленных на сбор исследовательской информации. Уровень Первенства г. Москвы предполагает владение руководителем общепринятыми методиками исследований в соответствии с заявленной тематикой.

Мы понимаем, что у недобросовестного руководителя есть соблазн облегчить себе организационную и педагогическую задачу и представить на Первенство компиляцию (выжимку) из серьезных источников по заявленной теме исследования, вместо того, чтобы организовать школьников на настоящее учебно-исследовательскую или даже научно-исследовательскую деятельность, получить результаты и отчитаться в ней.

По опыту проведения Первенства мы также знаем, что, нередко, группы представляют вместо собственной краеведческой работы, студенческие курсовые работы вузовских факультетов, списанных с монографии на заданную тему, ограничиваясь короткой привязкой к маршруту. Однако такие группы не показывают собственного вклада в краеведческую часть Отчета, то есть у них отсутствуют результаты работы участников похода или экспедиции.

Если для туристских отчетов это ведет к потере зачетных баллов, то для экспедиционных групп Научно-Методический Совет оставляет за собой право снять такую работу и такую группу с вида "Экспедиционный туризм", с отстранением руководителя от участие в будущих Первенствах. .

Нам знакомы факты и другой крайности, когда исследования необходимы руководителю для реализации своих научных интересов, а дети для него выступают "бесплатной рабочей силой" и возможностью получить дотацию на экспедицию, при этом в своей работе такой руководитель не ставит учебно-педагогических задач, полагая, что дети научаться сами в ходе работы взрослого исследователя.

В целом, использование необходимых источников и личная заинтересованность руководителя в исследованиях не является неправильной или опасной, просто с учетом того, что участники экспедиции - школьники, мы предполагаем равноценной частью исследовательского отчета: изложение хода исследования силами юных исследователей. То есть в контексте отчета должна быть отражена методология педагогической работы со школьниками в ходе экспедиции не только в специальном разделе, но и во всем тексте исследования. При использовании научного аппарата: терминов, логических увязок, а также справочников, определителей и т.п. должно быть ясно, откуда дети все "это" знают, насколько осознано используют, в чем роль руководителя, как шло обучение детей в подготовительный период.

Особый тип экспедиционного исследования связан с медико-биологическими состоянием членов экспедиции, своего рода исследованиями над школьниками. Например, одна из групп сдала краеведческий отчет о выполнении задания фирмы-производителя: испытать на маршруте экспериментальные стельки для обуви и сравнить физиологические характеристики "подопытных" детей с контрольной группой. В виде "Экспедиционный туризм" такого рода исследования неприемлемы, поскольку не решают ни методико-педагогических, ни учебно-исследовательских задач, а главное, косвенное и прямое использование детей для таких экспериментов, мы считаем, не этичным.

Может показаться, что создание, к примеру, упомянутой выше, Экспозиции в кабинете географии минералов Хибинских тундр не является научно-исследовательской темой экспедиции, а скорее относится к методико-педагогическим задачам руководителя. Однако это не так. Создание грамотной экспозиции на какую либо тематику является актуальнейшей научной темой не только для педагога, но и для группы, внутри которой могут быть поставлены ряд индивидуальных исследовательских тем, например, "Минералы и знаки Зодиака", "Определение твердость минералов Хибин в полевых условиях", "Возможности обработки поделочных камней Хибин", "История геологических исследований Хибин", "Современные ландшафты и геологическая история Хибин" и множество других локальных тем, которые вполне могут быть объединены в школьной экспозиции.

3.7. Туристское направление

Особое место в виде "Экспедиционный туризм" занимает туристское направление, поскольку без туризма вид не смог бы существовать в Первенстве. Активная часть маршрута должна быть заявлена в МКК МосгорСЮТур в соответствии с установленными сроками и в соответствии с действующей инструкцией "Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования " (приказ МКО № 707 от 25.09.2001 г).

Активная часть экспедиции должна быть не менее 50 % продолжительности полевой части экспедиции.

Если маршрут включает в себя элементы 2 категории сложности и выше, группа должна пройти смотр готовности на местности по данному виду туризма.

В отчет об экспедиции включается раздел "Туристское обеспечение экспедиционного маршрута", в который входит:

Требования к техническому описанию предъявляется в соответствии с категорией сложности спортивной части экспедиционного маршрута.

3.8. Оценка материалов в виде "Экспедиционный туризм"

Заявочные материалы, отчеты о проведенной экспедиции и выступления на научно-практической конференции участников вида "Экспедиционный туризм" оцениваются в форме коллегиальной экспертной оценки членами научно методического совета (НМС) ГСК Первенства.

Так как работы могут быть из самых разных областей знаний, члены НМС постараются найти возможность не только профессиональной оценки на тематику исследования, но также и оценить работу с общих научно-методологических подходов, в том числе и с научно-педагогической точки зрения.

В конечном счете более высоко будет оцениваться самостоятельная работа группы на всех этапах, а не правильно подобранная компиляция из доступных группе источников.

Н.А. Костерев Главный судья по виду "Туристское путешествие"

Ю.С. Самохин Главный судья по виду "Экспедиционный туризм"

 

Hosted by uCoz