Глава 5. |
20. Место педагога и
педагогического коллектива |
Нас интересует место и роль педагога в реализации краеведческого подхода в обучении и воспитании, а значит, и во включении механизмов, компенсирующих вышеизложенные трудности. Существует ли у педагога должное понимание всего комплекса этой проблемы, особенно в свете вынесения вердикта о несостоятельности ученика не только в способности к учебному труду, но и в способности в достаточной степени овладеть школьной программой в том или ином курсе? Когда учителя решают судьбу мальчика или девочки на несколько школьных лет, формируя особые элитные или коррекционные классы, тем самым, нередко, искажая социализирующие возможности обучения, то есть ограничивая круг общения ребенка, встает вопрос: какую цель преследует педагогический коллектив? Представляется, что школа ставит, прежде всего, цель, обусловленную решением технологических задач: удобством преподавания, возможностью последовательного формирования знаний и навыков ребенка, подготовки его к аттестационным экзаменам. Этот подход, до некоторой степени, правомерен, но за этим обязательно должно стоять не просто понимание педагогом своей моральной ответственности, но и еще и понимание в необходимости решать адаптационную, в нашем контексте - краеведческую задачу по социокультурной и этноэкологической адаптации ребенка к жизни. Как правило, это имеет место в реальной практике, правда, стихийно, с опорой на житейский опыт и, в той или иной степени, на знание возрастной психологии, однако складывается впечатление, что в конкретных случаях педагоги решают моральную проблему этого процесса самостийно, то есть выносят оценки в человеческих качествах ребенку, опираясь на личные свои взаимоотношения с учеником, через отношение его к своему учебному предмету, а не как отношения школы и семьи ребенка. То есть отсутствует краеведческий анализ этих взаимоотношений, решается проблема не социализации, а структурной вариативности через создания интеллектуальных и психологических каст, путем разделения, к примеру, на одаренных детей, детей с аномальным развитием и детей с асоциальным поведением [7. С. 603]. Но "путем лишь одного внешнего наблюдения бывает очень трудно отличить одаренного ребенка от умственно отсталого. <....> Зафиксировать даровитость помогает только точное исследование и наблюдение над детской индивидуальностью - как в школе, так и дома." [126. С. 155]. Более того, "одаренность вовсе не безусловная ценность, но она ею становится лишь в том случае, если остальная личность идет с ней в ногу настолько, что талант может быть применен с пользой. Творческий потенциал, как показывает история, может с таким же успехом действовать и деструктивно. <...> Таланту лучше заблаговременно приучить себя к тому, что великие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями, в частности к повышенному самосознанию. От этого могут уберечь лишь смирение и послушание, да и то не всегда." [126. С. 159]. А преодоление кулуарных решений в этих вопросах необходимо школе и как организации, и как социальному институту, на котором лежит ответственность за моральное состояние общества. Личные и профессиональные качества педагога - вот основа баланса взаимоотношений школы и семьи. Неотъемлемые качества такого педагога включают не только глубокое знание своего курса, методическое мастерство, тонкое понимание индивидуальных особенностей ребенка, возрастной психологии, они предусматривают качества социолога, правоведа, краеведа, а главное, человека высокой морали. "О прекрасных учителях вспоминают с признательностью, но с благодарностью - лишь о тех, которые обращались к человеку, - пишет К.Г. Юнг, показывая, что для достижения этого "учебный материал не должен уходить в сторону от всеобщего и универсального в чрезмерно специальное. Напротив, подрастающему поколению следует по крайней мере указать на те двери, которые ведут к самым разным областям жизни и духа. И, прежде всего <...> - в смысле общей культуры - уважение к истории в самом широком объеме этого понятия. Насколько с одной стороны, важно внимание к практическому полезному и грядущему, настолько же важен взгляд назад, на прошедшее. Культура - это континуальность, а не прогресс, оторванный от корней. Именно для одаренных сбалансированное образование имеет величайшее значение в качестве, так сказать, психогигиенического мероприятия." Когда школа стремится организовать учебный процесс с учетом всего комплекса проблем и отношений с семьями учеников, в коллективе педагогов реализуются цели, обусловленные не только методологией преподавания, учебными технологиями, подготовкой к аттестационным экзаменам, но и моральной ответственностью человека перед человеком, педагога перед будущим ребенка, его социальной ролью в обществе, его моральным и физическим здоровьем. Поэтому для полноценного воспитания ребенка как процесса адаптации лучше осуществлять обучение его в "нормальном классе с другими детьми, а не подчеркивать его исключительность путем перевода в особый класc. <...> Школа - это часть большого мира и, как в зародыше, содержит в себе все те факторы, с которыми ребенок столкнется в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться. По крайней мере, хотя бы отчасти этому приспособлению можно и нужно учить уже в школе" [126. С. 160]. То есть работа, направленная на единение школы, семьи и ребенка в образовательном пространстве, предполагает продуманную систематическую работу с родителями, непременное включение семьи в проблемы школы, классных коллективов, участие в совместных мероприятиях, акциях, осуществление совместных инициатив, глубокое сотрудничество с местными муниципальными органами. В школе должен быть обеспечен не только учебный процесс, но и воспитательная работа средствами дополнительного образования, контактом с культурно - просветительскими, образовательными учреждениями своего региона. Встречи с интересными собеседниками, поездки, экскурсии, походы, путешествия, туристские слеты, спектакли, оформление стенгазет, ремонт мебели и реконструкция кабинетов, прокладывание экологических троп, соревнования, вечеринки, "огоньки", уборка кабинетов, субботники, завтраки и обеды в столовой - поле совместной деятельности для сотрудничества школы и семьи. Уроки - да! В школе - это главное. Но адаптационный потенциал урока выражен, прежде всего, в тех его элементах, которые определяют его режиссуру [39. С. 7]: ритм и темп, последовательность, логичность, обуславливают характер межличностного общения, враждебность или дружественность, то есть сохраняют "системную целостность и всеохватывающее единство", наперекор дискретным, расчленяющим живое общение, предписаниям программ и методик. Действительно, планы и отчеты воспитательной работы, планы и анализы уроков "подготовленные согласно дидактических и методических требований <...> в памяти то умственное развитие, то нравственное, трудовое или физическое воспитание, то тренировка памяти, то усвоение норм поведения и т.д. и т.п. Но вот целостной картины, единого образа из этих педагогических фрагментов не возникает." [39. С. 177]. Именно насыщенность событиями, обширность вертикальных и горизонтальных связей, поддержка разнообразия способностей и дарований детей и учителей, гуманное отношение между детьми, учителями и родителями, поддержка любых шагов на укрепление стабильности и целостности процесса обучения и воспитания - главное в реализации краеведческого подхода. Но успешная реализация краеведческого подхода в обучении и воспитании предъявляет к педагогу достаточно высокие требования. Кроме знания своего курса, а также интеллектуальной и психологической восприимчивости, большое значение имеют личные его качества, включающие не только артистическое владение педагогической техникой, но и высокие морально-нравственные установки, любовь к детям, самоотверженность в работе. Ожидать от учителя выполнения всего спектра требований с наивысшим потенциалом совершенно неразумно. Поэтому для учебного заведения так важен совокупный уровень педагогического коллектива или "коллективная компетенция команды" [117. С. 118], наличие в нем так называемых "сильных" педагогов, задающих тон в учебной и воспитательной работе. Это позволяет не только верно ориентировать начинающих учителей, но, главное, компенсировать те или иные "слабые" стороны в учебно-воспитательной деятельности всего учебного заведения, сделать учебное заведение системой стабильного стационарного функционирования и даже, при определенных условиях, системой, способной войти в режим развития [109. С. 87-89]. В этом случае, стабильно функционирующий педагогический актив учебного заведения, при формировании новых связей и отношений в нестандартных условиях эксперимента и нестабильности организационной структуры, способен вести наиболее конструктивный отбор временных структур и субъектов развития для дальнейшего стабильного функционирования, но уже на новом уровне [109. С. 270]. Реализация краеведческого подхода также требует от педагога сохранения определенной методологической и структурной преемственности, несение педагогической традиции, личного сердечного, творческого участия в жизни учеников, то есть в основе педагогической деятельности лежит необходимость духовно-культурного творчества. Только деятельность всего педагогического коллектива в этом направлении от первого до последнего урока, до факультатива и "продленки" может охватить жизнь ребенка в учебном заведении как целостное явление. То есть необходимо "выведение большой группы людей в слой духовно-культурного творчества, связанного с формированием другого типа философско-методологической научности, с одной стороны, и возрождением России, с другой. Но <...> духовно-культурное творчество возможно только на основе введения личности в традицию. Вне традиции творчество невозможно. Таким образом, получается, для решения задачи развития личности на основе образования необходимо <...> соединить два взаимно противоречивых отношения: с одной стороны, создать жестко технологизированную и функционализированную машину (штат педагогов Ю.С.) из людей, а с другой стороны, вырастить общность (педагогический коллектив Ю.С.), которая решает задачи воспроизводства, трансляции культурно-исторического содержания в традиции и развития самой традиции для принятия и включения выращиваемой личности внутри нее" [28. С. 116]. Здесь необходимо признать, что для решения указанных задач роль руководителя учреждения становится первоочередной, особенно в вопросах оценки педагогических кадров, чья духовно-творческая деятельность требует выхода за пределы прямых дидактических норм и стандартов, не поддается жесткой регламентации и успех ее во многом зависит от мотивированности учителей. "Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать формированию или поддержанию такой мотивации, либо, наоборот, будет влиять на нее негативно" [87. С. 3-4]. То есть в оценке педагога необходимы такие методы, "которые охватывают добровольное участие на конкретных этапах своей карьеры и непосредственно в образовательном учреждении и которые сочетают самооценку и оценку коллег. <...> Общее отношение педагога к своей оценке напрямую связано с "культурой учреждения": рабочая обстановка (климат), иерархический вес, межличностные отношения в команде, взаимное доверие, образовательный проект и т.д. <...> Становится все более очевидным, что базовая (основная) единица системы образования - в особенности, в среднем образовании - больше не класс, но само образовательное учреждение и его окружение" [117. С. 118]. Таким образом, опора на педагогический коллектив и создает в стенах учреждения то адаптационное поле, адаптационный комплекс, способствующий успешному становлению человека, смело смотрящего в свое будущее, будущее своей семьи, будущее своей Родины. Движение в этом направлении и является той основополагающей, смыслообразующей идеей, которая должна определять стратегию развития современного образовательного учреждения. |