Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Глава 5.
Системные и методологические предпосылки
в актуализации краеведческого подхода в образовании.

17. Система мировоззренческих принципов
в реализации адаптации человека к среде.


Жизнь в единстве и одновременно во всем множестве ее частных проявлений процесс сложный и анализировать его трудно. В настоящее время в основе изучения сложных процессов лежит теория систем, предложенная Л. Берталанфи, по которой, кроме свойств разнокачественных составляющих системы, рассматривается, прежде всего, обобщенное понимание характера детерминации или зависимости элементов сложных систем, выраженных в стереотипе взаимосвязей, при этом объекты рассматриваются в динамике и развитии, то есть во времени, явно или неявно отражая еще и "информационный характер сложных систем, а функционирование таких систем включает, как правило, самоорганизацию через выбор в форме принятия решения" [1. С. 75]. В свою очередь, "свойством самоорганизующейся системы является ее адаптивность (приспособляемость к меняющимся условиям существования) [114 (112 С. 228)]. То есть процессы адаптации принципиально связаны с процессом самоорганизации, в живых системах могут совершенствоваться в ходе биологической эволюции, когда адаптация может принимать форму помощи, а в некоторых случаях перерастать в самопожертвование. Взаимопомощь животных и альтруизм людей, как адаптация на благо группы [51. (112. С. 229] способна обеспечить более высокий уровень адаптации потенциально каждого индивидуума и коллектива в целом по сравнению с вариантом адаптационного маргинального выпадения из группы [115. С. 330].

С. В. Харитонов [115. С. 332] показал, что применение синергетического подхода к проблеме естественной классификации психических потребностей позволяет разделить понятие общей потребности психической активности на три следующие составляющие: 1) понятие о потребности в осуществлении совместных действий (синергий) с другими индивидуумами; 2) понятие о потребности осуществлять детерминированные воздействия на других индивидуумов, производить "толчки", побуждающие других совершать определенные действия; 3) понятие о потребности осуществлять особую приспособительную деятельность, которая направлена на приспособление других индивидуумов к условиям существования. Свойство совместной деятельности связано с существованием, как уже указывалось, природных подражательных механизмов, присущих как высшим животным, так и людям. Подражание лежит в основе научения, необходимого для совершенствования форм совместной деятельности. Это свойство способствует стандартизации индивидуальной деятельности в коллективе. Примерами действия подражательных механизмов могут служит наблюдаемые в обыденной жизни людей - следование принятым нормам поведения, речевым стандартам, манере одеваться. Благодаря данному качеству психической активности становятся возможными кооперативные эффекты в социальных системах. Свойство осуществлять воздействие связано с выражениями эмоций у животных и людей, а также с речевыми актами у людей.

Это свойство психической активности способствует модификации деятельности отдельных членов коллектива или модификации коллективной деятельности в целом. Примерами проявления механизмов воздействий или влиянии одних индивидуумов на других могут служить выразительные формы поведения у животных и людей, а также стремление людей что-либо показать другим людям, рассказать им о чем-либо. А поскольку человек - животное общественное [6. С. 27-29], то реализация психической активности (в другом контексте - пассионарности) требует этнического и культурного единства и обеспечивающей его идеологии. В основе положительной идеологии лежит положительное мироощущение, порожденное успешной этнической адаптацией, через неискаженное восприятие вмещающего ландшафта, то есть через краеведение. Отрицательное мироощущение, как краеведческий разрыв с ландшафтом, через потерю этнической адаптации, порождает отрицательную идеологию разрушения. Сущность и происхождение этого уже излагалась выше, но в данном контексте хочется представить мировоззренческие постулаты, представляющие положительную и отрицательную идеологии в различных областях человеческого духа и знания. Использование этой оппозиции, при условии законного лингвистического допуска, позволяет объективировать мировоззренческие концепции, в том числе и педагогические, с точки зрения внутренней психологической установки [110. С. 298] автора.

мироощущение
Естествознание
Метафизика
Физика
Биология
Кибернетика
Синергетика
Философия
Этика
Мораль
Право
Логика
Культура

_____________

положительное
Система
Бог
Материя
Жизнь
Усложнение
Дискретные(открытые) системы
Правда
Тело для души - храм
Добро противостоит злу
Норма
Опыт предков
Совесть, а к закону недоверие
______________________________

отрицательное
Антисистема
Сатана
Пустота
Смерть
Упрощение
Жесткие (закрытые) системы
Истина
Тело для души - тюрьма
Добро равно злу
Преступление
Логика ума
Закон, т. к. ложь естественна
___________________________

Человечеству не по силам смириться с мыслью о том, что ритм природных процессов не совпадают с ритмом человеческой жизни. Сколько души, ума и силы затрачивает человечество, пытаясь обуздать время, объяснить смысл и неизбежность своего ухода, поладить с законами жизни и смерти, преодолеть смерть. Решение есть, и о нем уже упоминалось. Это духовная традиция как мировоззренческая опора народа; что именуется в России, в лоне Православия, Святым преданием [92. С. 1888] или Святоотеческой традицией, в Исламе - Илм [45. С. 95] ("знание"), Илм ал-Хадис ("наука о предании"), где соборно, на основе интерпретации канонических текстов, в почитании святых, героев и праведников сложились столь естественные и органичные формы понимания жизни в окружающем нас мире, что жизнеутверждающий потенциал духовного и мирского созидания определенно способен противостоять разрушению. Вне конфессиональной терминологии это можно определить как естественное или стихийное [50] краеведение, цель которого - охрана устоев, способствующих успешному выживанию некой природной целостности - рода, этноса, народа, когда "все организмы вместе суть порождение одной и той же родной для них родовой стихии, точно так же и, духовное "я" человека, точно так же и субъект его, его социальная личность порождается в той социальной атмосфере, которая ему родная; и точно так же, до поры до времени, этот социальный атом неотделим от порождающей его родительской стихии, питается ею и возрастает от нее, и только впоследствии он физически отделяется от нее, продолжая быть внутренно и интимно с нею одним целым" [72. С. 38].

Несомненно, природное основание внутренних побуждений человека, так сказать, коллективное бессознательное или архетип [126. С. 56-58], воспринимаемое как внутреннее чувство Бога [43. С. 208] или "нравственного закона" [51] в себе, всегда оставляет человеку выбор - своеобразную полосу свободы [52] , в которой и происходит выбор между добром и злом, где популяционным критерием является отношение к окружающей среде, то есть миру [33. С. 341], представляя альтернативу между действиями "по здравому смыслу", которые со стороны воспринимаются как норма, или действиями "противопри-родными", со стороны - патология (не прямо в медицинском смысле). Происхождение и пути преодоления подобной двуполюсности в человеческом обществе определенно имеет краеведческий аспект, ибо природная заданность условий порождает мироощущение, которое, в свою очередь, порождает мировоззрение, наиболее драматично проявляющееся в местах стыков, контактов, границ ареалов этнического существования человечества. Именно здесь наивысший накал борьбы между этносами-соседями, соседними объектами природы, особенно если фазы этногенеза не совпадают. Но борьба по правилам жизни - созидательна, ибо это борьба за существование, в которой "Божье устроение" мироздания безусловно справедливо, хотя не актами, но процессами, когда каждому явлению жизни задается свой особый ритм и тональность, в которых, говоря образно, гармоничное сложение различных составляющих любого природного явления порождает либо унисон, либо, наиболее плодотворный в своем сложном единстве аккорд жизни. Но так же, как и в физике звуков, сведение ряда разбалансированных условий может привести к разделяющему диссонансу или даже к резонансу, непременно разрушающему жизнь в пределах своего влияния. Именно здесь осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития систем в двух направлениях - к усложнению и к упрощению с лимитом в вакууме.

Именно естественная этническая история людей выявляет механизм появления мышления природосообразного и мышления противоприродного, мироощущения положительного и отрицательного. И обусловлено это степенью адаптированности человека к вмещающему ландшафту, выражено в совпадении или несовпадении этнического стереотипа поведения в социальном взаимодействии индивидуумов, следствием чего становятся либо чувство причастности миру и жизни, либо чувство неприятия мира, бессмысленности, абсурдности [49. С. 30-31] жизни. Если самоощущение человека совпадает с мироощущением большинства окружающих его людей, родителей, одноклассников, соседей, современников - как правило, это не приводит к социальным или психологическим катастрофам. Но если человек оторван от духовной метрополии, если нет возможности на эмиграцию из чужого этнического поля, если "родными" представляются обрывки философских или религиозных систем Запада или Востока - а мировоззрение (в это смысле и природный ландшафт) окружающего народа кажется чуждым, противоестественным - значит противостояние неизбежно. Именно в этом угадываются причины отрицательного мироощущения человека, того мироощущения, которое приводит к созданию философских и религиозных, то есть мировоззренческих, антисистем [53], упрощающих системные связи до отрицания Жизни. Важно для нас и противостояние антисистемам со стороны преобразующей силы "взрыва" биохимической энергии живого вещества [16. С. 506], именуемого в этнологии пассионарным толчком, создающего усложняющиеся мировоззренческие системы [53] в человеческом обществе, религиозные или философские, но, главное, за которыми стоит Жизнь и ее законы.

Скрытое противостояние двух мироощущений выражено в противостоянии [54] традиционного соборного адаптационного опыта и умозрительных доктрин антисистемных сект, антисистемных политических движений. На личностном уровне противостояние выражено, с одной стороны, в преодолении страстного состояния опорой на семью, воздержанием, дисциплиной, нормами поведения, а с другой стороны, склонностью к нарушению норм, суициду, инициированием склок и скандалов. При этом наиболее трагичные и разрушительные последствия этого противостояния, повторюсь, наблюдаются в пределах антропогенных селитебных ландшафтов, то есть в городах. Явное противостояние обозначенных выше мироощущений осуществляется через политические, культурно-миссионерские движения, через ряд средств массовой информации, через попытки проникновения в школы [60. С. 13] с "религиоведческими" или "духовно-этическими" курсами, которые навязывают окружающим привнесенную извне психологию, с акцентом в приоритетах на так называемые "общечеловеческие ценности" в ущерб национальным, то есть этнически адаптированным, духовным ценностям [61. С. 212-213], через замалчивание, искажение или подмену, к примеру, идеи примата общечеловеческого на примат космополитического. Почти сто лет назад профессор Ковалевский П.И. писал: "Нужно строго отличать "космополитизм" и "общечеловечение". Космополитизм есть объединение человечества путем поглощения национальностей. Это есть объединение путем насилия и истребления слабейшего. Тогда как общечеловечение и всечеловечество - объединение различных наций в одно целое, с сохранением психического лица каждой нации, причем в основе объединения лежит согласие и взаимопомощь друг другу" [54. С. 283].

При этом необходимо отметить, что, при всей своей важности, сохранение и восстановление усадеб дворянских фамилий вместе с сарафанно-фольклорным краеведением с одной стороны, с другой стороны, часто неоднозначный, но живой, динамичный подвиг народа в сохранении духовных традиций и святынь - далеко не одно и то же. Позволю себе еще одну цитату из Лосева А.Ф. "Каким именем назовем эту великую и страшную, эту всемогущую и родную для человека стихию, когда он чувствует себя не просто в физическом родстве с нею, а именно, главным образом, в духовном и социальном родстве с нею, когда он знает для себя такое общее, которое, несмотря на свою общность, содержит в себе бесконечное богатство индивидуального, когда это общее максимально внутренно для него, когда оно есть он сам, в своей последней и интимной сущности? Это есть Родина. Сколько связано с этим именем всякого недоброжелательств, даже злобы, хуления, ненависти в прошлом. Водворились презрительные клички "квасной патриотизм", "ура-патриотизм", "казенный оптимизм" и пр. Это культурно-социальное вырождение шло рука об руку с философским слабоумием не видевшим здесь величайшей категории человеческого разума вообще. По адресу Родины стояла в воздухе та же самая матерщина, что и по адресу всякой матери в устах разложившейся и озлобленной шпаны. Но уже и сама матерщина имеет смысл только при уверенности в чистоте и святости материнства. <...> Поэтому чем больше слышно матерщины, тем больше люди верят в святость и чистоту материнства. И чем больше в прошлом люди не признавали Родины, тем больше это говорило об их собственном разложении, о социальном самоубийстве" [72. С. 39].

_________________

[50] Например, разгон молодежью шествия по Арбату представителей секты "Сознание Кришны" есть "естественное стихийное краеведение".

[51] Известная категория И. Канта (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 309.)

[52] Полоса свободы - совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор.

[53] Антисистема - поле взаимосвязанных явлений и объектов, закрытое от взаимодействия аналогичных полей, структурно стремящееся к упрощению, т. е. уменьшению внутренних связей и элементов, конечной целью которого является самоуничтожение - аннигиляция. Система - поле взаимосвязанных явлений и объектов, открытое для взаимодействия с аналогичными полями, тем самым структурно усложняющее внутренние связи и увеличивающее количество элементов внутри, а значит и повышающее устойчивость к внешней деструкции.

[54] Распространение в городах жизнеотрицающих религиозных сект и философских систем. ("Белое братство", "АУМ", "Богородичный центр", "Сознание Кришны", "Церковь Христа" (мормоны), "Свидетели Иеговы", "Сиентология" (дианетика), "Церковь Объединения" (мунисты) и др. В политике от уже упоминаемого Демократического союза и РНЕ до ваххабитов.

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Hosted by uCoz