Глава 4. |
15. Климатогеографические факторы адаптации человека к среде. |
В свое время Освальд Шпенглер писал, что "характер нашего мышления определяется географическими условиями. Только наши философы и историки не научились этому. Могут ли иметь какое-нибудь значение для нас мысли и перспективы, претендующие на универсальную значимость? Ведь их горизонт не простирается дальше духовной атмосферы западноевропейского человека <...> который <...> не сознает исторически относительного характера своих выводов, типических только для людей определенной культуры." [121. С. 29]. Конечно, подобный вывод далек от анализа именно географической составляющей в мировоззрении человека, но вслед за Н. Я. Данилевским, данный посыл, развивая концепцию локальных цивилизаций [79. html], безусловно, верно определяет механизм, увязывающий историю культуры и ареал проживания, то есть этногенеза. Более того, с этим согласуется дискретность этногенеза, в отличие от социальной истории [32. С. 252]. Еще дальше в осознании географического подтекста истории пошел А. Дж. Тойнби, введя так называемый фактор среды, в соответствии с которыми по "закону Вызова-и-Ответа" происходит генезис цивилизации [107. html], в частности, цивилизация "русского православия", по его мнению, сформировалась под воздействием так называемого "стимула давления" [107. html] то с Востока, то с Запада. Умозрительные доводы А. Дж. Тойнби любопытны, но климатогеографические факторы в "суровых странах" относительно человеческой истории все-таки им рассматриваются как фон или вызов деятельности человека, но не являются определяющими факторами этой деятельности. "Наше мышление привыкло расчленять изучаемый предмет на составные его части, а природа ни в себе самой, ни в своём действии на людей не любит такого расчленения; у неё все силы ведут совокупную работу, <...> человек поминутно и попеременно то приспособляется к окружающей его природе, к её силам и способам действия, то их приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия, чувства и стремления, а частью и свои отношения к другим людям." [53. С. 78-79]. Это цитата из знаменитых Лекций В.О. Ключевского как бы предваряет основные исторические реалии русской истории, которые, по его мнению, определяются, среди прочего, и климатогеографическими факторами: почвенными и ботаническими полосами, речной сетью, местоположением окско-волжского междуречья и основными стихиями природы Русской равнины: лесом, степью и рекой, а также угрожающими явлениями на них. Но еще более определенно высказываются современные исследователи, указывая на "тесную связь экосистемы, куда мы относим также традиционную пищу, и (как частный пример в настоящей работе Ю.С.) ведущих психоактивных веществ, которые формируют национальный характер культуры и вектор ее развития" [14. С. 23], выделяя, алкогольные (углеводная питание), маково-конопляные (белковое питание) и галлюциногенные (белково-растительное малоуглеводное питание) культуры. А кроме этого, как отражение антропогенной урбанистической культуры Нового Времени, в корне которой сформировалась современная система образования, существует собственная "вторичная" наркотическая субкультура, связанная с незаконным оборотом и производством синтетических грубых наркотиков. "В современном мире психоактивные вещества теряют свою культурную и религиозную роль, внедряются в незащищенные от них биотически и традициями этносы, что приводит к трагическим последствия, примером чему являются алкоголизация коренных народностей Сибири и распространение опиатов и конопли в "алкогольных" странах. <... > в историческом аспекте употребление растений и веществ тесно связанно с характером питания, хозяйственной деятельностью и ведущей религии" [14. С. 22]. Иными словами, не только характер культов и медитаций, но также быт и экономику народов определяют климатогеографические факторы. Но современную точку зрения на быт и организацию экономики XVI века необходимо, прежде всего, увязывать с особенностями ведения хозяйства, которые вынуждали надеяться, прежде всего, на свои силы, свой огород, свои дом, то есть "Домострой - экономика, но экономика натурального хозяйства" [38. С. 333]. Но что особенно важно и интересно с точки зрения прикладного естествознания нашего времени, это особенности состояния климата той эпохи, во многом определяющего пути адаптации населения к своему ландшафту. Как же летописи того времени обозначали то, что ныне передает сводка погоды, как соотнести действие нынешних циклонов и антициклонов со средневековыми представлениями? Здесь сразу необходимо отметить, что систему климатических представлений того времени [12. С. 3] ни в коем случае нельзя назвать примитивной. То, что в сегодняшних прогнозах метеорология достигает с помощью приборов, в прошлом достигалось острой наблюдательностью, с опорой не только на тонкие различия суточных колебаний температур, колебания влажности или сезонные климатические закономерности, но также через увязывание хода жизни и работы с ходом изменений погоды в более длительные периоды. Скажем, предсказывались холодные или дождливые годы, предстоящие засуха или нашествие вредителей, при этом с той или иной степенью достоверности делали прогнозы не только на полгода, но и на год, а то и на несколько лет вперед и т.п. Изучая летописи средневековья, современные специалисты выделили следующие природные аномалии, заставляющие современников вносить их в летописи: засухи, великие пожары, нашествие вредителей, небывалые грозы, дождливое лето, дождливая осень, холодные зимы, мягкие зимы, холодная поздняя весна, ранняя весна, небывалые половодья, возврат холодов в начале лета, великие бури, землетрясения, эпидемии и эпизоотии, голодные годы. Дополнительно необходимо отметить: градобитие, бури, крушение судов, великие молнии, полярные сияние. [40] В "Домострое" упоминания подобного рода неоднократны: "То бездождье, а то дожди без конца, неудачные годы - и злая зима, и морозы лютые, земли бесплодие, и всяческой живности - скотине падеж и птицам, и рыбам, и скудость всяким хлебам..."(гл. 8) Многочисленные походы, поездки русских послов, "хождения" купцов и паломников обусловили значительное увеличение сведений о необычайных природных явлениях XV - XVI вв. как на Руси, так и в странах Западной Европы, Ближнего Востока, Средней Азии и даже Индостанского полуострова. Следует иметь в виду, что во второй половине XVI и первой половине XVII вв. происходит неуклонное расширение "ареала российского суперэтноса" [31. С. 152], т.е. территории Русского государства. Повышенная экстремальность природных явлений характерна и для XVI в. Из года в год наблюдаются то необычайно холодные, то мягкие, то весьма снежные, то голые зимы, за которыми, нередко, следуют затяжные весны. Нередки возвраты холодов весной, в начале лета или ранней осенью, что вместе с засухами и великими дождями приводило к недородам, к частым "голодовкам" как в отдельных землях, так и во всем Русском государстве. К примеру, в 60-х годах "цены на хлеб подскочили в 10 раз", к 70-м годам в Московском государстве наступило "великое разорение". Опричнина совпала с голодом и эпидемиями. Вслед за голодом в стране началась чума, занесенная с запада. В 1570 г. в Москве эпидемия уносила ежедневно до 600 - 1000 человеческих жизней. А в 1601 - 1603 гг. катастрофический характер необычных метеорологических явлений был столь велик, что, по свидетельству современников, в одной Москве от голода погибло 120 тыс. человек, а в целом по Руси вымерла "треть Царства Московского". __________________ [40] В Новгородских летописях. |