Глава 4. |
16. Быт как фактор адаптации человека к среде. |
Пожалуй, ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени со степенью достоверности "Домостроя". "А в погребах и на ледниках, и в житницах, и в сушильнях, и в клунях, и в амбарах, и в конюшнях... каждый день в любую погоду проверить... порядок и всякий припас". (гл. 58) И хотя драматизм эпохи не раз, судя по многочисленным летописям, окрашивался знамениями климатического ряда, сложностью коммуникаций, напряжением политической и военной жизни, что в целом было обозначено, преодоление указанных сложностей наиболее отчетливо отражено именно в хозяйственных главах "Домостроя". В них насущность, актуальность в решении животрепещущих задач, от стратегии ведения дел до конкретных деталей обихода, в сопряжении с высочайшим нравственным зарядом, несет в себе охранительный, адаптационный пафос времени. И обойтись в этой сложнейшей задаче без естествознания, без понимания природных и социальных закономерностей немыслимо. Ибо адаптация предполагает, прежде всего, связь с вмещающим ландшафтом, где осуществляются потоки и обмены во всей неповторимости природных феноменов и закономерности социальных преобразований. То есть связь социального и экологического в жизни человека была неразрывной. Несколько цитат, возможно, помогут почувствовать нераздельность быта и природной среды, где простое перечисление домашнего скарба, чтобы "разобраться в своем хозяйстве по добытку и промыслу" (гл. 31), по-видимому, волнует авторов "Домостроя" не менее, чем проблемы духовного благополучия и здоровья. "По господскому указу... хранить всякое хозяйство: платье старое и дорожное, и рабочее, и полсти, и епанчи, и кебеняки [41]41, и шляпы, и рукавицы и медведна [42], и ковры, и попоны, и войлоки и седла, и саадаки с луками и стрелами, и сабли, и топорики, и рогатины, и пищали, и узды и оброти, кисти, лысины и похвы [43], и остроги, и плети, и кнутье, вожжи моржовой кожи и ременные, и шлеи, и хомуты, и дуги, и оглобли и перины, и мешки меховые и сумки, и мешки холщовые, и занавесы, и шатры, и пологи, и лен, и посконь, и веревки, и канаты, и мыло, и золу... и железные обломки всякие, и гвозди, и цепи, и замки, и топоры, и заступы... в других же подклетях, под сенями или в амбаре расставить сани, дровни, телеги, возы, каптаны, колымаги [44], колеса, одры страдные [45], дуги, оглобли, хомуты, рогожи, посконные вожжи, лыка, мочала, веревки, лычные оброти, тяжи, шлеи, попоны,... бочки и мерные коробы, и бадьи, и чаны для сычения [46]46 и корыта, желоба, извары и корцы, фляги, сита, решета" (гл. 55). Знаками ландшафтной, экологической адаптации являются не только предметы труда, но и элементы обряда повседневной трапезы, который был исполнен молитвой и благочинием, строгой иерархией приема пищи, "смотря по гостям..."; соответствием церковному и сезонному календарю, "на весь год" (гл. 64) соблюдение правил гигиены "и тарелки, и братины, и ковши, и уксусницы, перечницы, рассольницы, солонки, поставцы, блюда, ложки, скатерти и покрывала - все бы всегда было чисто и готово на стол". От посуды, кулинарных ухищрений и приправ "а уксус, рассол огуречный, да лимонный и сливовый были бы отцежены через сита..." (гл. 16), до разумного использования пищевых отходов - все справедливо считалось важным и многозначительным. "...а если что от стола останется - перебрать, сложить все в чистую крепкую посуду и накрыть, и льдом обложить" (гл. 16). Высокий для своего времени уровень технологии обработки металлов и других материалов определенно являлся частью повседневного быта. "Когда закончится пир, всю посуду серебряную и оловянную собрать..." (гл. 17) "Ведра и квашни, и корыта, и сита, и решета, и горшки, и корчаги..." (гл. 42). Умение работать с тканью, вышивать, шить было естественным занятием в быту каждой семьи "рубашку сшить или вышить убрус [47]47 да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками... (для чего) отмерить пряжи и шелка, золотой и серебряной ткани, и тафты, и камки [48]" (гл. 33). Понятно, что в XVI веке ремесленному производству было еще далеко до узкой специализации нынешнего века, а значит необходимо, чтобы "для любого рукоделья... всякое орудие на подворье в порядке было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное... поварские принадлежности, хлебопекарные и пивоваренные: и медное, и оловянное, и железное и деревянное, и сосуд серебряный - какое найдется" (гл.36), а когда дома сделать дороже, чем купить - идти на рынок. "на рынке всегда присматривать всякий запас к домашнему обиходу: или хлебное всякое жито и любое зерно, хмель и масло, и мясное, и рыбное, свежее и солонину или товар какой привозной, и леса запас, всякий товар, что со всех сторон идет... (гл. 43) и бочки, и мерники, и котлы, и дубовые клепки, и лубье [49], и липовые доски, и дранка, и желоба, если уж им привоз зимой на возах, а летом на плотах и лодках" (гл. 44). А когда и свой товар предложить: "Если же сделают больше потребного - полотен, холстов и тканей, скатертей, полотенец, простыней или иного чего, - то продаст" (гл. 34) Выгодно произвести обмен, умно торговаться, что оптом брать, что в розницу - все представляется немаловажным, заслуживающим внимания: "А бобра у купца купи целиком, или белки, или песца да и сшить отдай" (гл. 44). А если менять или покупать невыгодно, то "у хозяина впрок припасено все: и рожь, и пшеница, и овес, и греча, и толокно, и ячмень, и солод, горох, конопля..." (гл. 54) При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого участия женщины, тем более в организации питания "Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой... как челядь кормить в какой день: в мясоед - хлеб решетный, щи... да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крутая с салом, и мясо... к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни... с вареньем, когда и горох, а когда и сущик... когда печеная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья... По воскресеньям и праздникам к обеду пироги... густые каши или овощи, или селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет" (гл. 18) Тогда и дом "будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства" (гл. 23). В педагогической литературе вопросы, увязывающие школьное образование и особенности дальнейшей жизни человека, оторваны не только от этнической, то есть географической составляющей, но и от исторической взаимосвязи поколений друг с другом и их вмещающим ландшафтом. Усилия идеологов образования в последние годы в рассмотрении вопросов физиологии, психологии и социальной адаптации личности к экономическим реальностям общества вуалируют реальную потребность осознания подрастающим поколением России своего природного единства, формирование общего императива в мировоззрении, формирование положительного мироощущения. Замена чувства географического пространства как адаптационного поля на абстрактно-глобальные экологические "знания о загрязнении природы" и "экологических катастрофах", оторванные от конкретного физико-географического района, территории, разрушает в детях понятие взаимосвязей природного комплекса, существования биогеоценоза как единой целостности, подобного живому организму. А это и есть адаптация к реальным условиям жизни как формы биологического существования, а не "адаптация к свободе" [128. С. 20-25] как формы освобождения себя от законов природы: этнических, этических, моральных - ради социального благополучия. Известно, что периоды изменений в общественном сознании всегда вынуждали общество искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе, в том, что устоялось, что не искажено, имеет ценность для десятков поколений людей. Поэтому краеведение рассматривается в качестве пути осознания человеком себя как части природного комплекса, ландшафта во всей его сложности, где социально-экономические категории естественно укладываются в рамки законов естественных наук. Краеведение - это то, что передается от отца к сыну, и от сверстника к сверстнику, с опорой на мораль, этику взаимоотношений между людьми, традиционные для рассматриваемого общества в определенный исторический период, в определенном сочетании ландшафтов [33. С. 152]. Итогом этого становится тот или иной стереотип поведения человека, адаптированный к окружающему миру во всей его полноте. А задача краеведения в системе просвещения состоит в обуздании стихийности формирования стереотипов поведения, направление их в естественное русло, обусловленное соборным чувством нормы, правила, чувством естественного хода адаптации через "преемство" поколений. Именно это и стало
содержательной основой
"Домостроя", в котором
изложено "как веровать во
Святую Троицу... как царя
почитать и князей его... творить
молитвы на благость дому
своему и всех дел своих, и
душевных и телесных, но пуще
всего - духовных... как жить
православным христианам в миру
с женами и с детьми, и с
домочадцами, как наставлять их
и поучать, и страхом спасать и
грозой запрещать и во всех их
делах сохранять их в чистоте
душевной и телесной, и о них
заботиться, как о собственной
части тела... как учить и жену и
детей, и слуг, и как всякий
запас собирать... и о домашнем
хозяйстве, особенно в сложных
делах" (Пр.) Если
вдуматься в приведенную
выдержку из предисловия "к
сея книги", если
рассмотреть всю палитру тем,
так или иначе затронутых в
"Домострое" под углом зрения
настоящей работы, - можно
попытаться кратко обозначить
их в системе понятий
современных знаний, так или
иначе соприкасающихся с
педагогикой:
_________________ [41] 41 Полсти, епанчи, кебеняки - верхняя мужская одежда, род плащей. [42] 42 Ковер из выделанной медвежьей шкуры [43] 43 Элементы конской сбруи: лысины - на лбу, похвы - под хвостом. [44] 44 Род крытых повозок; каптан - зимняя, колымага - летняя. [45] 45 Повозка со скамейками, прообраз современного общественного транспорта, по видимому, служила и катафалком - "на смертном одре". [46] 46 Сычение - приготовление напитка из меда. [47] 47 Тонкое полотно, полотенце. [48] 48 Тонкие шелковые ткани привезенные с Востока, но тафта - гладкая, а камка - узорчатая ткань. [49] 49 Пористая кора березы, использовалась для хранения продуктов, как теплоизолятор. |