Тема образования и воспитания
человека всегда стояла в ряду
главных забот человечества. В
той или иной форме каждый
человек постоянно является
субъектом этих процессов:
сначала
учеником-воспитанником, потом
учителем-воспитателем, причем
не только в отношении своих
детей, учеников, студентов, но и
в отношении своих подчиненных,
да и просто менее опытных
участников совместной
деятельности. А поскольку
воспитанник, обучающийся или
студент не просто объект, на
который направлены средства
обучения и воспитания, но
является его участником,
субъектом [88. С. 164],
воздействующим на процесс
обмена опытом и знаниями столь
же весомо, что и наставник,
ясно, что эффективность
обучения возрастает при
взаимонаправленном процессе,
сущность которого, в настоящей
работе понимается как
трансляция коллективного
опыта от поколения к поколению,
на определенной фазе своего
исторического бытия, на
определенной территории, в
сложном взаимном
субъектно-субъектном
взаимодействии людей.
Не все области человеческой
деятельности в равной мере
касаются всех и каждого, но
педагогика как стратегия
выживания индивидуума
актуальна во все времена и
эпохи. Еще до Я.А. Коменского
как основателя педагогической
науки, средствами так
называемой народной
педагогики шло естественное
становление человека,
способного достигать, в той или
иной степени, успеха в своем
деле. Эффективность механизмов
распространения знания,
формирования человека как
члена социума была, думается,
не менее высока, чем сегодня, а
допустить, что технологические
достижения последних двух
столетий внесли
антропологические изменения в
физиологию человека, по
меньшей мере, смело, поскольку
социальные институты наоборот
сглаживают "влияние
индивидуальной биологической
изменчивости" [65. С. 200]. Во
всяком случае, насколько
известно, период письменной
истории человечества, что-то
около 3-х тысячелетий, человека
не изменил. Если, конечно, не
впадать в экзальтацию от
достижений по изменению
человека в распространившейся
ныне оккультно-мистической
практике теософских и
антропософских педагогических
кружков [7. С. 605].
Легко сделать вывод, что
механизмы, которые управляют
движением коллективного опыта,
универсальны и объективны, т.е.
существуют автономно
относительно человека -
единичного участника этого
процесса [76. С. 293]. Но такой
вывод грозит впадением в
вульгарный редукционизм, отказ
от достижений научной
педагогики, смещением акцентов
из последовательно
выстроенных, подтвержденных
опытом десятков поколений
систем образования в стихийное
воспроизводство
педагогического опыта народа.
Даже умозрительно представить
возможность этого - немыслимо в
современном мире, охваченном
унификацией не только
производственных технологий,
но и всех сторон жизни, в том
числе и педагогики, от самых
ранних форм семейного
воспитания до подготовки
высококлассных специалистов.
Значит, решение современных
проблем образования и
воспитания состоит в том, чтобы
педагогические технологии
свободно и естественно
использовали природные
механизмы, руководящие
деятельностью и возможностями
человека, природных
коллективов и социумов, не
впадая в псевдонародный
примитивизм, но и не отрываясь,
так сказать, от
естественнонаучных парадигм.
Особенно в сфере
культурологических и
техногенных концепций
развития человека, то есть в
вопросах этики, духовности и
нравственности, с одной
стороны, и, с другой стороны, в
вопросах производительности
труда и профессиональной
квалификации человека,
многоступенчатости
коммуникационных средств и
способов релаксации в условиях
производственных стрессов и
т.п.
Однако место природных
механизмов в развитии человека
не столь очевидно, как хотелось
бы исследователям, дидактам и
педагогам. Исследования
способов их реализации,
защитных функций, потенциала
половозрастной
дифференциации,
взаимозависимости психических
и физиологических разделов
этой области еще далеко не
завершены. Сложность и
многоаспектность этих явлений,
латентность во времени, с
трудом осознаваемый
биохимический подтекст, связь
с генетическим кодом и
состоянием биогеоценоза,
обусловленность социальными и
технологическими реалиями,
воздействующими на
формирование человека,
позволяет только в самом общем
виде подойти к осмыслению этих
процессов. Тем самым, еще
только придется определить
разумный баланс в сохранении
свобод личности и мерами
воздействия на нее, то есть
одновременно соблюсти
природосообразность и
общественную целесообразность
воспитания и обучения [111. С.
255-256]. Иначе говоря, вопреки
разрушительным тенденциям
идеологии образования
постперестроечного
десятилетия, необходимо
концептуально решить две
группы проблем: дать
возможность человеку свободно
адаптироваться к
социально-экономической и
природной среде и удержать от
развала здоровое коренное, а
значит традиционное
консервативное начало
российской системы
образования, сложившейся в
последние почти 1,5 века от
знаменательного 1861 года.
По-видимому, именно в этой
оппозиции кроются наиболее
глубокие причины
непреходящего ощущения
кризиса в современном
состоянии обучения и
воспитания. Становится общим
местом заявить о кризисе
образования, разрыве между
содержанием его и характером
требований к нему жизни [7. С.
576-583]. Однако, всматриваясь в
сущность "кризисных" явлений
последних лет, начинаешь
понимать, что закономерности
происходящего лежат не только
в экономическом состоянии
государства. Прежде всего, так
называемый "кризис" основан
на закономерном историческом
процессе: с одной стороны, в
противостоянии
мировоззренческих концепций,
анализ которых показывает, что
это всего лишь надстройка по
отношению к базису - экономике;
но с другой стороны, и это, как
представляется, самое главное -
в смене национально -
государственного императива,
национальной идеи России,
этническая и политическая
история которой действительно
испытывает кризис, то есть из
фазы надлома Россия входит в
фазу инерции или цивилизации
[31. С. 312].
А формирование
национально-государственного
императива вплотную смыкается
с исследованиями не только в
области социальных наук:
философии, политологии,
культурологии, социологии, но
также и в науках естественных,
включая географию, этнологию,
антропологию, физиологию.
Думается, в этот процесс
включена и современная
педагогика, хотя интегративный
статус ее скорее осложняет
задачу выработки приемлемой
перспективы образования, чем
способствует ее разрешению.
Иными словами, сущность и
содержание дидактических и
воспитательных концепций
противоборствующих научных
школ как раз реально отражает
ход формирования новой
национально-государственной
идеи России и основан на все
тех же, традиционных для
русской культуры, идейных
противопоставлениях:
почвенничество и
западничество, национальное и
космополитическое,
религиозность и секуляризация,
идея соборности и идея
абстрактного универсализма [50.
С. 453], примат онтологии и примат
гносеологии в
исследовательских подходах, и
др. [41. С. 15-16].
Возможно ли реальное, в
обозримом будущем, преодоление
так называемых кризисных
явлений в современном
педагогическом процессе,
притом что, по-видимому, для
преодоления
национально-государственного
кризиса в России еще
потребуется время? Безусловно!
И на это, собственно, и
направлено настоящее
исследование. Однако встает
вопрос: в какой мере обоснован
оптимизм автора? А дело в том,
что краеведение не просто
предмет и тема настоящей
работы, это область знания,
характеризующая
жизнедеятельность человека на
своей земле, во времени и
пространстве. Используя
материалы научного
краеведения, можно объяснить
подспудные мотивы
человеческих поступков и,
опираясь на поведенческий опыт
поколений, опыт
вероисповедания, опыт
существования соплеменников в
определенном ландшафте,
прогнозировать будущее.
Краеведение - это и опыт
преодоления противостояния с
соседями, через глубокое
осознание географических,
ландшафтных особенностей
каждого из народов, этносов,
контакт с представителями
которых исторически неизбежен
или необходим, с глубоким
пониманием при этом
географических, ландшафтных
особенностей своего родного
этноса.
Невозможно экономическими или
законодательными актами
принудить людей любить свою
Родину, быть патриотами, не
служить силам разложения, а
наоборот, противостоять лжи и
предательству как лжи
неосознаваемой, безродству и
беспамятству. Но это
необходимо и, значит, по силам
человеку, обществу, России. И
этому призвано служить
краеведение, через возвращение
должного места краеведческой
информации в системе
просвещения, через развитие
адаптационного потенциала
краеведческого подхода в
обучении и воспитании,
расширение возможностей
краеведения для трансляции
юношеству живого
человеческого,
производственного и научного
опыта старшего поколения в
дополнительном,
профессиональном образовании.
А в решении глобальных проблем
человечества усилия должны
быть направлены не на
разрушение самобытности
народов и "конструирование"
синтетических "миров" [7. С. 3],
с глубинным
"преобразованием"
"деформированных пластов
российской ментальности" [25. С.
139] силами прагматиков от науки
и идеологии, а на изучение
международного опыта
социальной и этнической
адаптации человека,
действительного преодоления
реальных противоречий
образовательных систем [117. С. 8],
избегая как изоляционизма, так
и подражательности.
|