Глава 2. |
5. Этнические контакты
как препосылка |
Межэтнические контакты, коими богата многонациональная Россия, сущностно основаны на упоминаемой выше комплиментарности между этносами, которая безотчетно влияет на содержание их взаимоотношений, не индивидуально, а в этногенезе, поскольку это "явление статистическое и вероятностное, то есть на индивидуальном уровне возможны любые случаи и отклонения от закономерности, но при повышении ранга рассматриваемой системы закономерность действует все более четко" [106. С. 146]. Механизм комплиментарности до конца не ясен, но влияние его заметно и бесспорно. И адаптивный потенциал формирования положительного мироощущения средствами краеведения через внутриэтническую комплиментарность в наибольшей степени проявляет себя именно в этнических контактах. Естественными формами этнических контактов являются: ассимиляция, симбиоз, ксения и химера. Ассимиляция, сложное, многовариантное, трудно прогнозируемое межэтническое взаимодействие, одна из благополучных форм которой формирование нового этноса через слияние, (например, славяне Древней Руси, православные литовцы и крещеные татары сформировали в XII - XIV веках на Московской Руси великорусский этнос с доминантой православного христианства) [31. С. 158], “взаимополезный" с положительной комплиментарностью симбиоз [7] (русские и татары - у каждого своя экологическая ниша) и с нейтральной комплиментарностью - "нейтральная" ксения [8] (поволжские немцы в России не смешивались с местным населением). Но, нередко, бывают этнические контакты и противоестественные - химера [9], (наблюдается в крупных городах, либо на границе суперэтнических систем; пример: химера Российского и Западного суперэтносов в Молдавии после распада СССР привела к военному конфликту в Приднестровье). Показательным примером отрицательной комплиментарности может служить историческое столкновение протестантов североевропейцев и американоидов (индейцев), которые, впрочем, химеру не образовали, так как индейцы были уничтожены, кроме загнанных в резервации или принявших американский образ жизни, а католики Южной Европы оказались в положительной комплиментарности с индейцами, не только формируя симбиоз, но постепенно и ассимилируясь в новый Латиноамериканский суперэтнос. Однако характер и уровень урбанизации в большинстве современных стран, включая инфраструктуру общественного производства, приводит к смешению этносов столь глубокому и разрозненному, что, нередко, знак комплиментарности утрачивается или становится неопределяемым. Поэтому встает вопрос об изучении этнологических закономерностей в антропогенных ландшафтах или в иных местах скопления людей разных культурных и этнических доминант [113. С. 136-155]. На наш взгляд, в межэтнических контактах на территории России необходимо особенно пристальное внимание обратить на этнические химеры, так как их образование, во-первых, связано с городским, антропогенным ландшафтом, а во-вторых, смыкается с нашей концепцией краеведческого подхода в адаптации человека. Противоестественность химеры чаще выражена не столько в прямых межэтнических столкновениях, сколько в порождении дезориентированной в культуре и социальных процессах маргинальной [10] группы индивидуумов, этнопсихологически вырванной из природного адаптационного поля окружающих людей. Характер деятельности такой группы можно изложить, сделав еще раз отступление в этническую историю России. Национальность человеку, повторюсь, задается не генетически, а, что называется, по происхождению в первые годы жизни от родственников и сверстников, всех тех, кто окружает юное создание в раннем детстве, чаще всего - от матерей, бабушек - нянек, одним словом. То есть, главное - кто воспитал... Автор был знаком с такого рода "русским" туркменом (эвакуация в Ашхабад, в раннем детстве жил в туркменской семье - стал туркменом), исключительно любопытный феномен маргинальности. Системным отличием одной национальности от другой является ощущение человека: "свой - чужой". Это явление сложным образом связано с окружающей человека природой (биогеоценозом) и закрепляется на всю оставшуюся жизнь в качестве адаптационного навыка, как новообразование, по Л.С. Выготскому [20. С. 25-27]. Выражена национальность, как правило, в этических категориях, то есть она проявляет себя через стереотипы поведения [11] во взаимоотношениях людей друг с другом, и наиболее заметна в экстремальных условиях. Как природные коллективы, люди объединены в этносы, которые, в свою очередь, являются элементами более крупного суперэтноса. В пределах России наиболее отчетливо по количеству населения представлены около десятка суперэтносов [31. С. 308]. И из них, прежде всего [116. html], необходимо отметить так называемый Российский (Евразийский) суперэтнос (включает русский, белорусский, восточно-украинский этносы, волжских татар-булгар, чувашей и многие другие народы России). К Западному (романо-германскому) суперэтносу относятся немцы, французы, англичане, итальянцы и др., в России - народы Балтии, молдаване, западно-украинские униаты, западники-интеллигенты из числа жителей региональных российских столиц и др. Кроме Западного, по численности и участию в социально-экономической жизни страны в России наиболее заметны: Мусульманский суперэтнос (включает народы Средней Азии, мусульман Азербайджана, Северного Кавказа и крымских татар), Византийский (Армяно-Грузинский) суперэтнос, Степной суперэтнос (казахи, киргизы, алтайцы, буряты), реликты Циркумполярного суперэтноса (малые народы севера) и Блуждающий суперэтнос (евреи), традиционно проживающие в антропогенных ландшафтах городов всего мира, то есть независимо от природных ландшафтов, тем самым обладая высокой мобильностью [30. С. 61]. Последние десятилетия заметную роль, особенно на Дальнем Востоке, начал играть Китайский суперэтнос. Национальный вопрос в последние годы обострился. И причина этому, прежде всего, состоит в том, что решение национального вопроса в традиционных для России формах, оправдавших себя последнее тысячелетие, т.е. симбиоз - каждому своя ниша, имеет противников. Противостоят национальному образованию, национальному искусству и ведению хозяйства прежде всего те, кто тяготится собственной национальной принадлежностью, пытается ассимилироваться в чужом для себя этническом поле, но не в силах справиться с этой задачей, всегда чувствуя себя из-за этого неуютно, ущербно. Иными словами, коренному, национальному в нашей жизни противостоят этнические маргиналы, т.е. люди, выпавшие в результате химеры из своего национального адаптационного опыта, из своей национальной культуры, вероисповедания, традиции, национально оскоплённые, подавленные отрицательным мироощущением, люди, постоянно оказывающиеся на вторых ролях в тех областях, где для успеха необходим проросший в органическую национальную [50. С. 450] почву корень культуры, в положительное мироощущение окружающих его соплеменников, в их вероисповедание, в их ментальность. Этнические маргиналы испытывают чувство подавленности, неприязни к окружающим людям, в некотором смысле, тоски, аналогичной ностальгии, оказываясь, своего рода, эмигрантами духа, составляя так называемый андеграунд (underground), по-русски подземелье, в творчестве, в работе и отдыхе. Этнические маргиналы, в конце концов, объединяются, глубоко ощущая совпадения с себе подобными в истории и в современности, впадают в темное непроходимое состояние разлагающегося духа, распадения, ненависти к жизни, объединяются в антисистемы [12], порождают свою идеологию или берут антисистемную идеологию иных эпох, создают организации с(религия, политика, искусство) и... разрушают! Культуру, Храмы, Ландшафты, Режимы (любые, а не только тоталитарные). Уточню, антисистема - это не личность, это этнический феномен в биогеоценозе, биологический (вернее, этнический) фактор... И в общественной жизни Антисистема, конечно, заметна. Так в России антисистема стала серьезным внутриполитическим фактором примерно со времён декабристов, потом разночинцы-народники и народовольцы-бомбёры, потом подстрекатели-марксисты с брошюрками, потом большевики, получившие наименование "старые большевики" за свой дореволюционный стаж провокаций и послереволюционный геноцид в отношении крестьянства России. Ближе к нам - идеологи разрушения, в пользу нового человека, "неразумных" ландшафтов - номенклатурное политбюро вкупе с номенклатурными академиками ("освоение" целинных земель, "поворот" сибирских рек и т.п.), а также "неразумных" режимов - политики-диссиденты [25. 435], экономисты-мондиалисты и др. Что касается вопроса Антисистемы и Системы на индивидуальном уровне, то, если коротко, человека, которого знаешь по книгам или лично, но не глубоко, не отслеживая реальных поступков и мнений - совершенно невозможно всерьез (то есть, определенно) отнести к представителям, к примеру, этнической антисистемы или этнической системы. Более того, человек, оказавшийся среди этнических маргиналов, не в силах самостоятельно противостоять негативному мироощущению окружающих и, чаще всего, подхватывает его и несет как собственное... Поэтому, кто есть кто, можно предположить, лишь будучи в мировоззренческой автономии, отдалившись во времени или пространстве. Впрочем, некоторые культурологические феномены могут указать на наличие в социуме явления химеры: с одной стороны, когда в социуме начинают "завинчивать гайки", зажимая в тиски регламента, нормы, формы, а с другой стороны, пытаются разложить патологическим новаторством до бессмыслицы, до хулиганства, до черного квадрата. А затем борются либо за "чистоту" жанра, языка, стиля, формы и т. п., либо отстаивая право на "свое видение", на "глобальность подхода", на "новаторство мирового гения" и т.д. А когда пытаешься непредвзято всмотреться в то, что рьяно отстаивается, чувствуешь, как любая крайность такого рода оскорбительна для ума и сердца, но и высказаться в их адрес нельзя - обвиняют в ксенофобии. В дидактике, на наш взгляд, к таким явлениям можно отнести с одной стороны, структурные ограничения учебных стандартов, а с другой - оккультную подоплеку вальдорфских школ и педагогических опытов холодинамики. Но, как уже было сказано, химера порождает этническую антисистему, главным идентификационным показателем которой является используемый ею прием разрушения жизни - "ложь как принцип", а ложь нужна, так как антисистема отрицает мир в его сложности, многообразии во имя абстрактных целей. Адепты антисистемы либо разрушают общество, чтобы изменить мир (политика), либо разрушают психику, чтобы приблизить "конец света" (религия), а поскольку антисистема зарождается в зоне этнических контактов - обязательно противопоставляют себя естественной национальной традиции. То есть либо провозглашают себя адептами общечеловеческих идей (космополитизм), либо ратуют за этнические чистки (шовинизм) [13]. _________________ [7] Симбиоз - сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу. (Ермолаев. В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов используемых автором. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М.: 1990.) [8] Ксения - букв. "гостья" - вариант симбиоза, при котором небольшая группа представителей иного этноса замкнуто живет среди аборигенов и не смешивается с ними. Там же. [9] Химера - сосуществование двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише. Там же. [10] Маргинальность (от лат. мarginalis -находящийся на краю) состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. (Энциклопедический социологический словарь. 1995). [11] Стереотип поведения - изменяющийся по ходу времени набор навыков поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.(Тавадов. Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М. 1998. С. 145.) [12] Антисистема - системная целостность людей с негативным мироощущением. (Ермолаев. В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов используемых автором. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М.: 1990.) [13]
Примером в религии может
служить М. Цвигун - "Белое
братство" или С. Асахара -
"Аум", в политике - В.
Наводворская -
"Демократический союз", А.
Баркашов - "Русское
национальное единство", в
экологии - разрушение целинных
земель за Уралом, попытка
"повернуть" Сибирские реки и
т.д. |