Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Глава 4.
Этноэкологическая адаптация. Краеведческий подход.

14. Этика как фактор адаптации человека к среде.


Конечно, анализ произведения, подобного "Домострою", требует определенных допущений, делающих понятным характер естественнонаучных и технологических знаний своего времени, которые, впрочем, были неотъемлемой частью средневекового миропредставления, органично входя не только в быт и хозяйство, в религиозные воззрения, но и в педагогические, просвещенческие, т.е. адаптационные задачи эпохи. "Домострой" вполне квалифицированно для своего времени отвечал потребности общества воспитать (читателя) юношество не только в категориях нравственного и этического характера, но и познакомить с рядом конкретных сведений, в том числе и системой естественнонаучных представлений, главным образом, через комплексный подход к экономическим проблемам своего времени. Но конкретные знания не всегда способствуют выживанию народа, не индивидуума, а именно народа, этноса как популяции, связанной с вмещающим ландшафтом. И в этой связи борьба за жизнь, за существование не позорна, хотя и драматична, порою даже трагична. Являясь естественной, природной компонентой в преодолении сил стихии или конкуренции с соседними этносами в освоении ландшафтной ниши, она дает возможность этносу в полной мере проявить свой потенциал. Впрочем, в разнообразных российских ландшафтах Евразии всем находилось "приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные долины, финно-угорские народы и украинцы - водораздельные пространства, тюрки и монголы - степную полосу, палеоазиаты - тундру" [31. С. 311].

Именно эта многовековая полиэтничность обусловливает необходимость осознания границ в поведении человека между явлением и деянием, которые глубоко и выразительно просматриваются в рамках этических воззрений как основы нравственного отношения к окружающему миру, что и отражено в "Домострое" наиболее отчетливо.Назидательность, практичность, строгая схема взаимоотношений может показаться покушением на "свободу" человека, но это распространенное заблуждение - переносить на прошлое этические представления "современных" ландшафтов, без учета конкретной исторической обстановки и организации экономики и быта средневековой Руси. Те же, кто "в дерзости своей страха Божьего не имеет... и правил общежития не соблюдает... без воздержания блудит... нарушая закон и природу [34] ", - делится автор, без затей обозначая морально-этические пределы приемлемого поведения для своего времени, - творят "бесовские песни, пляски и скакание, игру на бубнах, трубах, сопелках, завозят медведей и птиц [35]... а к тому же еще чародейство и волхование, и колдовство, звездочетье и чернокнижье, чтение отреченных книг, альманахов, воронограя, шестокрыла [36], верят в громовые стрелы и топорки, в усовье и в матку [37] , в камни и кости волшебные и в прочие всякие козни бесовские", то естественно "в таких обычаях-нравах и рождается в людях гордость, ненависть, злопамятство, гнев, враждебность, обиды, ложь, воровство, проклятие, срамословие, сквернословие, чародейство и волхование, насмешка, кощунство, обжорство и пьянство безмерное - с рассвета и допоздна, - и всякие злые дела, и грубый блуд и любое распутство".

Не мудрено за подобные грехи принять и кару: "Если же они не исправятся, не покаются в недобрых делах, Бог наводит на нас по нашим грехам когда голод, когда и мор, а то и пожары, а то и потоп, а то и пленение и смерть от руки язычников, городам разорение, Божьим церквам и всякой святыне уничтожение, а всему имуществу расхищение и клевету друзей. Иногда и по царскому гневу постигают тебя разорение, немилосердная казнь и позорная смерть, иногда ж от разбойников убийство, грабеж, а от воров - покража, и от судей - и мзда, и расход... страдания и болезни [38]..."(гл. 8). Даже мрачные описания предстают перед читателем подобием яркой сочной картины реальной жизни, где сквозь розовый свет благих пожеланий встают иные краски серых, а то и черных тонов, но вместе создавая палитру живого участия человека в окружавшем его ландшафте. Противостоять реальным стихиям жизни, не растерять человеколюбия, способности к труду и защите своего дома требовали не только здоровья, физической силы, но и волевых качеств, воспитание которых занимало не последнее место. "В церкви же... не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу... неустанно и крепко молиться Богу со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами, из церкви не выходить до конца службы, прийти же к самому началу... От ранней еды и питья и от поздней - после вечерней службы - воздерживаться; если же есть и пить, то во славу Божью и только в законное время" (гл. 13).

"Личность, общество и природа страны [39] - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие, - указывал историк В.О. Ключевский [53. С. 41] более столетия назад. - Общежитие поддерживается двумя средствами, общением и преемством... Разум и воля помогают вести общие дела, смыкаться в общества; чем больше возникает таких связей и чем более они получают власти над волей соединяемых ими людей, тем общество прочнее. Устаиваясь и твердея от времени, эти связи превращаются в нравы и обычаи... Общение возможно не только между отдельными лицами, но и между целыми чередующимися поколениями: это и есть историческое преемство... (когда) достояние одного поколения, материальное и духовное, передается другому. Средствами передачи является наследование и воспитание. Время закрепляет... наследие новой нравственной связью, историческим преданием, которое, действуя из поколение в поколение, претворяет наследуемые от отцов и дедов заветы и блага в наследственные свойства и наклонности потомков." Рассматривая жизнь и домостроительство XVI века именно в аспекте "преемства" поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, средневековый автор внятно обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: "учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым" (гл. 25).

Не могло существовать, в силу глубокой причастности народа природному ландшафту, и т.н. "великорусского шовинизма". "Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званных ли, Богом ли данных... - следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека" (гл. 15). Это в отношениях с другими людьми. А вот что автор говорит об отношении к плодам природы и труда человеческого: "...подобает дар Божий - любую еду и питье - похвалить и с благодарностью есть" (гл. 15). Не забыта и практическая сторона воспитания и обучения: "по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию: отец - сыновей, мать - дочерей, кто к чему способен... Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости" (гл. 19). То есть путь к получению результативности обучения и воспитания также изложен предельно четко: "Воспитай детей в запретах, - и найдешь в них покой и благословение" (гл. 21). Можно представить себе реакцию современных резонерствующих гуманистов от образования на коренные педагогические рекомендации наших предков, но все чаще жизнь нам предоставляет свидетельства того, что средневековое мышление, опирающееся на свой ландшафт, и глубже, и экологичнее и, главное, современнее, чем мышление официальных идеологов и экономистов, сценаристов развития российского социума в XXI веке [25. С. 169].

Нравственный уклад жизни, являясь составляющей ежедневных забот, экономических и социальных, является столь же необходимым, как и заботы о "хлебе насущном", где достойные взаимоотношения между супругами в семье, уверенное будущее детей, благополучное положение стариков, уважительное отношение к власти, почитание духовных лиц, радение о соплеменниках и единоверцах есть непременное условие "спасения", говоря современным языком, успеха в жизни: "благоразумный отец, который торговлей кормится - в городе или за морем, - или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь..." (гл. 20), "любите отца своего и мать свою... и старость их чтите и немощь и страдания всякое от всей души на себя возложите" (гл. 22), "...следует молиться о своих прегрешениях и отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении плененных, и о священниках, иноках и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключенных в темницу, и за всех христиан" (гл. 12). "А кто... в ремесле каком что украдет, подмешает, подменит или соврет и притом побожится ложно: не настолько сделано, не во столько стало... - так те все дела неугодны Богу... и за это все взыщется с человека в день Страшного суда" (гл. 24).

______________

[34] Перевод; в оригинале "блудитъ...чрезъ есство, чрез законъ"

[35] Имеется ввиду соколиная охота.

[36] Гадальные и астрологические книги.

[37] Элементы домашнего скарба (к печи, колодцу).

[38] География медицинских представлений видна в перечислении болезней, где, к примеру, выделяют френчугу (французку) - сифилис, незадолго перед этим попавший на Русь из Европы.

[39] В цитате выделения Ключевского В.О.

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Hosted by uCoz