Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Глава 6.
Краеведческий подход в дополнительном профессиональном образовании.

21. Дополнительное профессиональное образование
как адаптационное поле формирования
профессиональной компетентности человека.


Ставить и решать какую либо проблему в образовании, не определившись в реальном приложении его содержания в будущем, опасно, ибо несет в себе серьезную угрозу спекуляций. Последние два столетия, в связи с этим, борьба представителей учебных дисциплин "за место под солнцем", то есть в школьной программе, несет затяжной характер. Особенно любопытны обоснования и аргументы представителей новых, "возрожденных" или "синтезированных" учебных дисциплин и даже образовательных областей, желающих "втиснуться" в школы в последние перестроечные и постперестроечные годы. Поэтому проанализировать их с точки зрения краеведческого подхода на соответствие целесообразности, природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания, как представляется, может быть небесполезным и поучительным. Диалог между педагогами и примкнувшими к ним, психологами со специалистами академических дисциплин, изучающих психологию и педагогику на уровне вузовских факультетов общественных профессий, нередко, напоминает общение слепого с глухим. Отсюда компромиссные проекты введения 12-летнего образования, в которых, кроме необходимости беречь детей от перегрузки, держать их под присмотром общества до 18 лет, заложена, как представляется, еще и возможность не снижать количество специальной академической информации, переполняющей современные общеобразовательные курсы, и, зачастую, не имеющий не только адаптационного или практического смысла, но даже какой-либо занимательности.

Конечно, потеря часов с введением пятидневки, в каждом из школьных предметов, несет реальную угрозу материальному и, отчасти, моральному положению целой группы специалистов. Вся образовательная вертикаль, построенная на некой преемственности, настолько жестко вросла в образовательные структуры, что о снижении количества информации в любой из образовательных областей не может идти речи, во всяком случае, задача глубокого рассмотрения этого феномена в настоящей работе и не ставится. Мы говорим об адаптационной эффективности содержания образования, и, самое главное, мы ставим вопрос об адаптационном статусе общения между педагогом и обучающимся, как диалога поколений, диалога культур, диалога потребностей и опыта их реализации. Более чем 25 летняя педагогическая судьба автора этого текста сложилась на стыке профессионального, дополнительного и общего образования, включая работу в загородных летних лагерях, в системе профтехобразования, в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательной школе. Именно это позволило взглянуть на человека, получающего образование, целостно, в отрыве не только от классно-урочной системы, но и от шлейфа стереотипов и мнений, сопровождающих ученика в общеобразовательном учреждении, в соответствии с взаимоотношением его с учебными дисциплинами и отношением его к учебному труду. И почти всегда стоял вопрос несовпадения мнения о человеке в стенах школы и успешности его в жизни.

Около десяти лет назад на одном из семинаров учителей изобразительного искусства выступал уже упоминаемый в настоящей работе, известный педагог-новатор из г. Реутово Московской области, кандидат педагогических наук И. П. Волков. Научно-педагогические исследования феномена одаренности и вариантов развития творческих способностей детей, а также, как представляется в свете настоящей работы, коренное чувство, истинно народный взгляд на соответствие задач обучения и воспитания, на наш взгляд, привели его в революционным выводам. И. П. Волкову удалось, объединив через межпредметные связи уроки изо, труда, а также часы внеклассной работы, выйти на так называемое параллельное построение обучения, в отличие от линейного (последовательного) обучения большинства общеобразовательных дисциплин [18. С. 102]. "Такое построение процесса обучения напоминает игру в шахматы, где игроки стремятся к единой конечной цели - выиграть, но при это делают самые различные комбинации ходов. Но хотя цель у всех одна, из тысячи сыгранных партий практически не будет двух одинаковых" [18. С. 102 ]. В чем же сущность открытия И. П. Волкова? Мы утверждаем: в краеведческом, адаптационном подходе к обучению, через привлечение адаптационных элементов дополнительного профессионального образования.

В самом общем виде, идея И. П. Волкова основана на том, что в реальной жизненной практике для достижения цели, как уже указывалось, зафиксированной в нормах деятельности, человек находит, прежде всего, наиболее рациональный способ деятельности, в соответствии с которым и действует. Действительно, нужно ли знать, скажем, закон Ома, чтобы ввернуть лампочку в патрон люстры, или знать нотную грамоту для игры на музыкальном инструменте? Чаще всего человек следует опыту, здравому смыслу и пониманию сущности вещей и процессов. Когда подросток, с трудом переходящий из класса в класс, возвращает к жизни, перебирая по винтику, старый "Запорожец" во дворе, никто не удивляется, разве что отметив, что руки у парня "на месте". Когда педагог в сентябре, собрав детей с музыкальным слухом в актовом зале, выдает им духовые инструменты: трубы, альты, валторны, теноры, баритоны и бас, и тут же предлагает, впервые в жизни, извлечь звук, еще никто не знает, что уже через четыре месяца эти самые дети успевают "со слуха" разучить несколько тем: туш, марши и вальсы, и превращаются в духовой оркестр, способный сопровождать школьные праздники, в принципе, тоже никто не удивляется. Разумный человек только порадуется такому повороту событий. А ведь это реальный случай из педагогической практики И.П. Волкова. Значит, учиться игре на музыкальном инструменте и учиться в музыкальной школе не совсем одно и то же.

Безусловно, передача способов деятельности из поколения в поколения, оформляется в виде специальных учебных средств и учебных предметов, имеющих свои законы, в частности, линейное обучение. Но именно параллельное обучение обладает наибольшей конструктивностью, нелинейностью, свойственной открытой системе, то есть соответствием целесообразности, природосообразности и культуросообразности краеведческого подхода в образовании. Опыт и идеи И.П. Волкова, как выражение опыта народа, повсеместно опирающегося на здравый смысл, если и находят свое отражение, то только в школах, хотя и светских, но работающих в пределах национально ориентированной культуры, то есть без отрыва от традиционного адаптационного опыта своего народа, от природного ландшафта, а главное, требуют для его воспроизведения, по меньшей мере, преданного своему педагогическому поприщу человека. При наличии в школе педагогов такого уровня, а их немало в России, и краеведческого подхода в обучении необходимость создания национальных школ чаще всего отпадает, т.к. национально-культурная автономия как задача, на что указывалось, теряет определяющий смысл.

Любопытно и то, что И.П. Волков, понимая наличие известных ограничений в методе параллельного обучения, таких, например, как отсутствие фундаментальности теоретических знаний, и направленности, главным образом, в прикладную сферу деятельности, попытался найти компромисс с традиционным методиками обучения и воспитания. Для этого творческие достижения детей оформлялись в так называемую "творческую книжку школьника", регистрация работ в которой и отметка проходит через все школьные годы, включает создание работ, выполненных сверх учебной программы, например, моделей и планшетов, декораций для школьных вечеров, оборудования кабинетов и ряд других творческих заданий, в том числе написание сценариев, создание отчетов и стенгазет о проведенных мероприятиях и т.п. Творческий дневник становился психологической альтернативой школьному дневнику, помогая повысить самооценку учащегося, наладить контакт между родителями и учителем в несколько ином, чем обычно, контексте, "облегчая руководство развитием индивидуальных способностей ребенка и контроль за его самостоятельной работой сверх учебной программы" [18. С. 122-123].

Не менее поучительным, с точки зрения краеведческого подхода, явилось и обучение детей изобразительному искусству по методике И.П. Волкова. Он напомнил слушателям историю создания известной коллекции французских импрессионистов русским меценатом И.А. Морозовым, который, не будучи специалистом, отбирал картины таким образом: на несколько дней обвешивал стены своего кабинета еще не купленными картинами и постепенно из полутора-двух десятков картин выделял те, которые все еще привлекали внимание. Тем самым, отбирая лучшие из них, как выяснилось ныне - абсолютные шедевры современной ему французской живописи. Действительно, в произведениях искусства есть нечто, что заставляет зрителя, слушателя и читателя возвращаться к ним, заново проживать творческий акт художника, музыканта, писателя, являясь, до некоторой степени, свидетельством истинного дарования мастера, в отличие от рекламных прокруток на современном телевидении ангажированных мастеров юмора, исполнителей песен и т.п. Но что останавливает зрителя, неспециалиста около полотна художника? И.П. Волков как человек, окончивший художественно-графический факультет, поделился своей системой оценки: такие мастера как И. Репин, Г. Семирадский, В. Суриков в своих картинах широко использовали всю гамму изобразительных средств, тем самым добиваясь в них наибольшей выразительности и силы, что, в конечном итоге, и делает эти работы произведениями искусства.

И таких изобразительных средств, по мнению И.П. Волкова, для учебно-практических целей можно насчитать 14 [55] Наличествуют все четырнадцать - истинный мастер, если изобразительных средств использовано меньше - меньше и калибр мастера, или ниже калибр изобразительных задач. А если картина просто закрашена черной краской, то это не художественный, а идеологический акт маргинала от искусства, попытка нанести пощечину общественному мнению. Можно окончить искусствоведческий факультет, заниматься анализом подобного рода произведений, считать их шедевром, но на таких "произведениях" нельзя учить детей. Сразу станет ясно, что "король-то голый". Легко при этом обвинить учителя в "упрощенчестве", в "непонимании", в "примитивности" вкуса, в приверженности китчу (kitsch), но его нельзя обвинить в отсутствии здравого смысла, в отсутствии краеведческого подхода в своей работе. Час в неделю - с первого по шестой класс почти 200 часов, и на каждом уроке изучение всего комплекса изобразительных средств, не так и мало, если использовать параллельное обучение и межпредметные связи. Во всяком случае, минимально достаточно, чтобы помочь раскрыться способным детям, воспитать во всех детях чувство меры и красоты, правильно соотнести в восприятии ребенка целесообразность, природосообразность и культуросообразность, предлагаемые в настоящей работе в качестве основополагающего принципа краеведческого подхода. И это, как представляется, должно являться методологической основой современного дополнительного и профессионального образования.

______________

[55] Замысел, композиция, рисунок, перспектива линейная и воздушная, пропорции фигур и предметов, живописность, цвет, свет, тональность, флер, колорит, мазок, целое и деталь и т.п. (воспроизвожу по памяти Ю.С.)

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Hosted by uCoz