Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Глава 6.
Краеведческий подход в дополнительном профессиональном образовании.

24. Человеческий фактор в ходе
социокультурной и этноэкологической адаптации
в дополнительном профессиональном образовании.


На этом противоречии основан и так называемый дидактический парадокс, сущность которого состоит в том, что уровень технологической определенности целей образования обратно пропорционален вероятности сохранения образовательной полноты содержания обучения [52. С. 56-57]. Иначе говоря, без передачи краеведческого (социокультурного и этноэкологического) адаптационного опыта не происходит и освоения технологической информации (алгоритм достижения учебной цели, программирующий обучение, не заменит психической организации педагога, являющегося носителем адаптационного опыта). Значит, наиболее качественная подготовка осуществляется как раз в том случае, когда обучаемый после обучения не просто способен предельно быстро освоиться в новых технологических условиях, но адаптирован к коллективному труду, который проходит в определенных природно-экологических условиях, и способен строить перспективу своей деятельности в единстве с окружающими его людьми, правильно понимает свое место в группе. При этом, чем выше экстремальность и продолжительность взаимодействия субъектов технологического процесса, тем важнее совпадение этнических стереотипов поведения, положительной комплиментарности, общности коренных этических воззрений не только между индивидуумами, но и между группами, между этносами.

Жизнь каждого человека уникальна, но не каждому дано оставить след своего сердца и таланта в душах других людей. Это могут быть отец или мать, бабушка или няня, учитель или наставник, друг или руководитель, актер или политик, писатель или автор фильма... Каждый из нас, так или иначе, и не единожды, прожил эту связь, когда передача адаптационного опыта шла за пределами безусловного инстинкта, то есть через осознание, через совет, через сердечную приязнь к человеку, через потрясение произведением искусства, через открытие, через любовь. На каждом новом этапе жизни человек, если умерить, упоминаемую уже, гордыню, лицом к лицу встает перед необходимостью наставничества, и чаще всего такую возможность жизнь предоставляет. Мы и сами, бывает, вольно или невольно, оказываемся в роли наставников, и жизнь сама каждому из нас выставляет оценку за наше место в судьбах воспитанников. Назвать такое взаимодействие индукцией пассионарности уместно, но этот термин отражает сущность взаимосвязей людей друг с другом без той, совершенно необходимой в жизни, интонации соучастия одного человека в жизни другого, то есть не полностью. Уже несколько лет, так сложилось, автор настоящей работы собирает архив о людях своего круга, об учителях и педагогах, о своих коллегах, чье явление в жизни детей значительно и весомо. Анализ их жизни и деятельности, за пределами формальных требований, позволяет сделать некоторые выводы. Отрывок из статьи.

"Исполненные внутреннего огня, они идут по жизни как первопроходцы, продираются, карабкаются, несут подвиг преодоления, не останавливаясь, не отступая. Они идут, возможно, не всегда отдавая себе отчет в цели и смысле своего движения, но они не в силах остановиться. Запущенные промыслом Божьим с миссией борьбы, с потребностью первым выйти из окопа и распрямиться, сделать, может быть, всего один шаг, но их шаг становиться еще одной ступенькой в движении человека к гармонии, к предельной осмысленности своего вселенского существования. Именно значительность их явления не только в моей жизни, но в жизни многих людей, в пределах пространства, которое формируется вокруг них, через способность притягивать и обустраивать лучшие силы души, ума и дарования окружающих, и обозначает их феноменальное место в мире столь явственно, заметно, делая его совершенно необходимым. Они не богаты, они не рвутся к власти, судьбы их часто исполнены драматизма, но в пределах своей компетенции они профессионалы, им можно доверить своего ребенка, без страха за его судьбу ученика и человека. Это люди особенного наполнения, особенной готовности служить своему определению, своему чувству призванности. На этих людей опираешься духовно. До некоторой степени - именно им хочется донести самые заветные, выношенные свои мысли, ибо веришь в то, что они знают что-то такое, что обычным людям неподвластно."

Именно эти качества позволяют педагогу, как это не трудно в школе, на уроке и во внеклассной работе, индивидуально подступиться к каждому ребенку, преодолеть неопределенность в способностях, уравновесить амбиции родителей и возможности детей, кропотливо, нащупывая оптимальные для своего стиля методические приемы, сохраняя свою манеру общения, обучать детей, укрепляя нетвердую детскую руку, заостряя взгляд, формируя определенность в ощущениях и эмоциях, при попытках самовыражения, прививая чувство материала в содержании предмета изучения и необходимости усвоения его терминологического аппарата, медленно поднимая планку культуры принятия решений. И это только ремесло. А главным ведь является создание атмосферы, того зыбкого неясного состояния, в которое и погружено детство, радостное сладкое ощущение ежедневных открытий, сложных эмоциональных состояний, которые ребенку еще пока трудно выразить, хотя мир его не примитивнее внутреннего мира взрослого человека. На этом основано то, что заставляет детей приходить после уроков на кружки и факультативы, ставить спектакли, шефствовать над младшими классами, то есть трудиться, а главное, радостно спешить на урок, на котором, беззастенчиво подступая к педагогу с целью узнавания мира, переходя от одной вершины к другой с чувством важности и необходимости этого процесса, они преодолевают неизбежные трудности познания.

Это и есть путь адаптации человека к жизненным условиям, преемственности поколений, доступный современной системе образования. Оглядываясь назад, начинаешь понимать, что особую категорию наставников составляют те из них, кто сумел донести до сознания не только насущность высокой этики педагога, наставника, инструктора, но и необходимость профессиональной этики специалиста в той области, которая преподается. Наставничество - это особое свойство инстинкта воспитания, педагогического дара, педагогического труда для передачи адаптационного краеведческого опыта. Идея наставничества автору пришла в голову на одном из семинаров по "воспитанию духовности", когда скромная подпись под статьей "учитель географии", превратилась в программке в подпись "педагог-географ", тем самым подчеркивалось, что слово Учитель для организаторов семинара имеет иной, сакральный смысл, за которым просматривался не только теософский список "великих учителей", но естественное желание точно обозначить высший адаптационный потенциал педагогического труда - наставничество. Наставничество - слово, наиболее верно и неформально, как представляется, для русского языка, выражающее педагогический смысл и адаптационное наполнение взаимодействия поколений.

Безусловно, истинное наставничество реализуется только через деятельность, как было показано выше, в рамках дополнительного профессионального образования, даже если по характеру она относится к учебной деятельности и реализуется в общеобразовательном учреждении. То есть наставничество предполагает выход за формальные рамки урока, через соединение, как выражались прежде, с внеклассной деятельностью. А еще точнее, наставничество - выход за пределы вербальной коммуникации с учеником-воспитанником на поле межличностных отношений, социокультурного и этноэкологического взаимодействия поколений. А поскольку воспитанник, обучающийся или студент не просто объект, на который направлены средства обучения и воспитания, но является его участником, субъектом, воздействующим на процесс обмена опытом и знаниями столь же весомо, что и наставник, ясно, что эффективность обучения возрастает при взаимонаправленном процессе, сущность которого, в настоящей работе, понимается как трансляция коллективного опыта от поколения к поколению, на определенной фазе своего исторического бытия, на определенной территории, в сложном взаимном субъектно-субъектном взаимодействии людей. А именно с этого мы и начали наше исследование адаптационных возможностей краеведческого подхода в дополнительном профессиональном образовании.

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Hosted by uCoz