Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Глава 6.
Краеведческий подход в дополнительном профессиональном образовании.

23. Воспитывающее обучение как адаптационный фактор
в дополнительном профессиональном образовании.


Усилия педагогов и методистов, направленные на разумный баланс между технологическим и краеведческим аспектами в образовании, наталкиваются на свойственную как обучению, так и воспитанию, при общности цели развития личности, относительную их автономность. "Если дидактические отношение "преподавание-учение" опосредовано через множество создаваемых учителем, в известной мере искусственных, учебных ситуаций, то воспитательное отношение непосредственно общественное, "напрямую" выводящее школьника в жизнь. Специальная воспитательная работа нужна потому, что путем обучения передается не сама деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы, фиксированные в общественном сознании. <....> Целесообразно различать момент усвоения норм поведения в процессе обучения и момент обучения в процессе формирования поведения" [100. С. 172]. То есть усвоение знаний и усвоение адаптационного опыта не одно и то же. А кроме этого, технологическая и краеведческая информация отличаются своим взаимоотношением со временем. Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество одновременно идти в двух направлениях: как за научно-техническим прогрессом, так и за тем, что устоялось во времени, как было уже указано, имеет ценность не для одного, двух, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Попытки соединения требований в оперативности реагирования образовательных технологий на изменения социально-экономических условий и при этом сохранение традиционных ценностей жизни предпринимались и раньше, главным образом через воспитывающее обучение, как известно, введенное в педагогику И. Ф. Гербартом. Он считал обучение основным средством воспитания, на основании чего развивается шесть видов так называемого многостороннего интереса, каждый из которых, с точки зрения современного краеведческого подхода, можно рассматривать как элементы адаптационного механизма в обучении. Вот они: "эмпирический - к окружающему миру, спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений, эстетический - к прекрасному, симптоматический - "к близким", социальный - ко всем людям и религиозный" [100. С. 201]. А формирование многостороннего интереса предусматривалось через изучение истории античного мира и древних языков (время), изучение географии и математики (пространство). а также через нравственное воспитание и религию (человек).

Необходимо принять во внимание, что в основе своей системы И. Ф. Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на нравственных идеях: "идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая внутреннюю гармонию; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, и наказании того, кто нарушает его законы" [100. С. 201]. Так глубоко и комплексно проблема адаптации через обучение, насколько мне известно, была рассмотрена впервые. Делая поправку на эпоху, в которой создавалась теория И. Ф. Гербарта (1776-1841), а также на ее этническую и региональную специфику, выраженную в особенностях управления педагогическим процессом, необходимо признать, что она по-прежнему актуальна для педагогики, хотя и не лишена известной доли схоластики [58. С. 7].

Здесь действительно просматривается краеведческий подход, но, как и многое в нашей жизни, теоретические схемы расходятся с жизнью, и "приходит день когда ученик повторит не то, чему воспитатель его учил, но то, чем последний является. Каждый воспитатель (в самом широком смысле этого понятия) постоянно должен ставить себе вопрос: реализует ли он сам в собственной жизни - по чести и совести - то, чему учит?" [126. С. 157]. То есть нередко педагог предлагает свой социокультурный опыт в качестве образца, подкрепляя его содержанием своего конкретного курса, тогда как воспитанник получает этноэкологическую составляющую его опыта, часто далекого от идеализированных социокультурных моделей "человека завтрашнего дня" и т.п. Это как раз и подводит к необходимости осознания адаптационного смысла соединения обучения и воспитания через краеведческий подход; как в общем, так и в дополнительном, профессиональном образовании, что, как нам кажется, прямо не исследовалось, а тем более это не рассматривалось с точки зрения окружающего человека ландшафта как биогеосистемы, сущностно определяющей социальную реальность. Не ставился вопрос и о биогеосистемной целостности антропогенных ландшафтов, определяющих не только характер хозяйствования, культуры, быта, но также характер и содержание современного образования.

Опора на традиционные этнические поведенческие стереотипы народа, сложившиеся в результате взаимодействия многих поколений с природным ландшафтом, в городах, как уже указывалось, формирует хотя и обладающие этическим здоровьем, но далеко не всегда успешно адаптированные к урбанистическим ценностям маргинальные слои населения. Примером же успешной адаптации к жизни в условиях антропогенных ландшафтов, без потери связи со своим коренным этническим (ландшафтным) истоком, является феномен русской интеллигенции (три высших образования: деда, отца и свое). Также интеллигентность (по А.Ф. Лосеву как "для-себя-бытие", представляющее собою сущность знания [73. С. 69]) характерна для всех успешно адаптированных групп населения, в деревне, в провинциальных городах, в центрах, где межэтнические контакты проходят в пределах принадлежности одной суперэтнической системы, в так называемой "глубинке", или при поддержке положительной комплиментарности представителей разных суперэтнических систем. Кажущееся противоречие между интеллигенцией и "простым" народом связано с тем, что силами антисистемных средств массовой информации уже давно интеллигентность становится синонимом маргинальности; ей приписывается отрыв от корней, космополитизм и прочие атрибуты этнического разложения, что у нормально адаптированных людей вызывает естественное неприятие. Но отличить интеллигентного человека от маргинала, получившего образование, для опытного человека труда не составляет.

Здесь просматривается связь образования или, вернее, содержания образования и успешности адаптации в антропогенных ландшафтах. На сегодняшний день общее образование, решая дидактические задачи, опирается, главным образом, на широко трактуемые потребности общества или личности, беря в основу достижения изучаемых наук и дисциплин, выстраивая каждый из школьных курсов на перспективу дальнейшей специализации в нем, а не на получение необходимой и достаточной информации для человека, не специализирующегося в изучаемых дисциплинах, иными словами, совершенно не связывая содержание его с реальной перспективой жизни. То есть общее образование, если и предполагает осуществление адаптации обучаемого к жизненным условиям, то реализует это либо через утилитарность подходов (так называемая связь с жизнью), либо через возможно более раннюю специализацию (профориентация), что при довольно размытых критериях понятия адаптации, происходит достаточно "стихийно", с опорой, главным образом, на так называемые фундаментальные знания.

Между тем, означенная "фундаментальность" каждый раз пересматривается, не только от поколения к поколению, но и от вуза к вузу, от одной научной школы к другой, чуть ли не каждые 5-10 лет проецируя в школьные программы и учебники свои последние "достижения", тем самым дезориентируя учителей, выпускников и абитуриентов. Если гуманитарные науки меняют содержание и направление своих школьных курсов, все-таки объясняя это "исторической обстановкой", то так называемые "точные" науки, профессиональная доступность в которые ограничена, тем, что "математические способности, как и биологически ей родственные музыкальные, - это способности не тождественные не логике, не интеллекту" [126. С. 157] большинства граждан, изменения в "фундаментальности" школьных курсов математики, физики, химии нередко проводят внутри профессионального цеха, вдали и от общественного мнения и от педагогики. То есть "фундаментальность" знаний определяют представители профильных наук, как указывалось выше, знакомых с педагогикой и психологией все-таки теоретически, а синтезировать их и приводить в соответствие с психофизиологией, возрастными особенностями и реальным будущем детей приходится уже практическим педагогам, и, хуже того, в силу неинформированности на местах, в отрыве и от профильной науки, и от последних методических достижений коллег.

Да и реальная "связь с жизнью", как и профориентация, в условиях школы носит абстрактный характер, замыкаясь чаще всего на личностный опыт педагогов. Демонстрация невнятных, в смысле перспектив, плакатов и брошюр из технических училищ и колледжей да редкие заходы в школы алчущих заработать доцентов из ряда вузов чаще всего отставляют выпускника в недоумении, выбор профессии при этом нередко предоставляя случаю. В целом, наиболее органичный переход от общего образования к профессиональному, и получение профессии опять же связано либо с опытом семьи, либо с дополнительным профессиональным образованием в школе или в учреждениях ДПО, где функционируют кружки, секции, отряды, штабы и т.п. Действительно, дополнительное, профессиональное образование, в отличие от общего, как раз прямо основано на краеведческом подходе, хотя требование соответствия содержания его современным технологиям и научным достижениям не снижается, а обостряется. Однако это противоречие дополнительного, профессионального образования снимается, так как технологическая информация, изложенная профессионалами, практиками, обретает, при определенных условиях, форму краеведческой информации, что придает обучению серьезный адаптационный потенциал.

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Hosted by uCoz